Банк России получил письмо от Общероссийского народного фронта (ОНФ) с просьбой рассмотреть вопрос о регулировании сегмента коллективного страхования здоровья и жизни при получении кредитов. Защитники прав заемщиков указывают на то, что навязывание дополнительных услуг в виде страхового полиса стало обычной практикой заработка для кредитных организаций.
В ОНФ подчеркивают, что, как правило, при подписании договора коллективного страхования плата взимается за весь период страхования, пишет «Ъ». Эту ситуацию можно исправить путем введения «периода охлаждения», на протяжении которого заемщик может отказаться от страховки.
В Банке России подсчитали, что в четвертом квартале 2017 года 23% всех зарегистрированных жалоб по потребительским кредитам припало именно на обращения в связи с навязыванием дополнительных услуг.
Как Вы оцениваете инициативу ОНФ по введению «периода охлаждения» при коллективном страховании?
В компании «Зетта Страхование» мы традиционно придерживаемся принципа клиентоориентированности, поэтому обязаны понимать и принимать точку зрения клиента. В этой связи мы положительно оцениваем инициативу по введению дополнительных поправок в части регулирования коллективного страхования при оформлении банковских кредитов.
Внимание к несовершенству законодательства, как со стороны регулятора, так и общественных организаций возникло именно в связи с недовольством заемщиков, на которых банки стремятся переложить часть своих финансовых рисков. Поэтому введение запрета на заключение страхового договора на срок больше года и законодательное закрепление права заемщика на возврат части страховой премии при досрочном исполнении кредитного договора мы считаем полезными и справедливыми нормами.
Страхование – это доступный и цивилизованный способ защиты от разного вида рисков, в том числе и финансовых. Но прежде всего, страхование жизни и здоровья на период действия различных кредитов должно быть волеизъявлением самого заемщика, адекватно оценивающего собственные риски.
В конечном итоге, принятие таких поправок пойдет на пользу каждому. Повысится доверие заемщиков к кредитным организациям; банки будут более ответственно подходить к селекции своего клиентского портфеля; а независимые страховые компании наряду с кэптивными получат равные конкурентные возможности для развития в этом сегменте страхования.
Как Вы оцениваете инициативу ОНФ по введению «периода охлаждения» при коллективном страховании?
Инициатива, безусловно, полезная. Личное страхование заемщиков — добровольный вид страхования. И у людей должна быть возможность отказаться от страховки в самом начале или рассчитывать на пропорциональный возврат при расторжении в течение срока действия полиса. Как, например, в каком-нибудь полисе каско
Но глобальных сдвигов в текущем кредитном ландшафте страны новация не вызовет. Так как опция периода не настолько востребована среди граждан, как это принято считать. Например, по нашей статистике только 0,3% клиентов за последний год воспользовались правом отказа от страхования в пределах срока, предусмотренного законом.
До того момента, когда инициатива пройдет все инстанции и будет утверждена, достаточно соблюдать несколько простых правил кредитной гигиены, чтобы свести к минимуму проблему навязывания страховки.
Перед тем, как подписывать договор займа следует обязательно спрашивать, входит ли страхование в условия кредитования, и какая предусмотрена схема – коллективная или индивидуальная. И можно ли отказаться от страховки до выдачи кредита, и как это изменит процентную ставку по кредиту.
На удивление многие банки безболезненно для клиента отменяют требование застраховать здоровье и не увеличивают ставку. Если же банк настаивает на страховании, то следует уточнить – обязательно ли оформлять договор непосредственно в отделении, или достаточно принести действующий полис, купленный в офисе страховой компании. Во втором случае получится заметно сэкономить — затраты на страхование обойдутся в 1-3 тысячи рублей. Столько стоит классический полис страховании НС со сроком действия один год.
Наконец, если займ – не вопрос жизни и смерти, и речь идет о покупке автомобиля, мебели на кухню или последней модели смартфона, ничто не мешает отказаться от одобренного кредитного предложения. Если вас не устраивает принудительное подключение к коллективному договору страхования, просто обратитесь за кредитом в другой банк.