В компетенцию финансового омбудсмена войдет досудебное разрешение споров между физическими лицами - потребителями и финансовыми и страховыми организациями. Таким случаем, к примеру, может стать ситуация, когда банк незаконно начисляет проценты по кредиту, требует вернуть кредит досрочно или незаконно взымает комиссии.
Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных предлагается создать некоммерческую организацию - Службу финансовых уполномоченных в форме некоммерческого партнерства. Стоимость создания центрального офиса Службы финансовых уполномоченных ЦБ оценил в 26,5 миллиона рублей.
Учреждение Службы позволит не только оптимизировать взаимоотношения между клиентами и кредитными и страховыми организациями, но и снизить нагрузку на суды и повысить качество принимаемых решений, полагают в ЦБ.
Как вы прокомментируете создание института по правам потребителей услуг финансовых организаций?
Шаги, направленные на упрощение жизни потребителей финансовых услуг можно только приветствовать. И учитывая то, что работа финансового уполномоченного будет направлена на разрешение споров между физическими лицами - потребителями финансовых услуг и теми, кто их предоставляет, а делаться это будет путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного урегулирования таких споров, в плюсе окажутся как сами граждане, так и финансовые организации, которые будут снижать свои издержки на судебные процессы.
В мировой практике институт финансового омбудсмена существует уже более двух десятков лет и призван выстраивать более доверительные отношения между клиентами и банками. Создание института по правам потребителей услуг финансовых организаций в России в первую очередь говорит о повышении финансовой культуры в нашей стране. Появление института, который специализируется именно на финансовых спорах, — безусловный шаг вперед нашего общества, который положительно скажется на взаимоотношениях клиентов и банков. Банки всегда были заинтересованы в разрешении вопросов в досудебном порядке, а именно омбудсмен может урегулировать более 90% всех споров и не довести их до суда.