В целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета и своевременного погашения госдолга правительство РФ установило максимальный объем эмиссии федеральных облигаций на грядущий год. Соответствующий документ был подписан главой правительства Дмитрием Медведевым.
Согласно распоряжению, в 2018 году Минфин эмитирует гособлигаций на сумму 1485 трлн рублей, а в иностранной валюте объем не превысит 7 млрд долларов США.
«Правительству России предоставлено право в 2018 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в российской валюте стоимостью до 100 миллиардов рублей в рамках операций обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации других выпусков по согласованию с их владельцами. В целях такого обмена государственных ценных бумаг предполагается провести эмиссию облигаций федерального займа в объеме до 100 миллиардов рублей по цене 100% от номинальной стоимости и выкуп государственных ценных бумаг стоимостью 100 миллиардов рублей», — говорится в распоряжении правительства.
Власти сделали расчеты, согласно которым доходы федерального бюджета в следующем году превысят 15 трлн рублей, а расходы – 16 трлн рублей, пишут Банки.ру. Как результат, дефицит бюджета может превысить 1 трлн рублей.
По Вашему мнению, достаточный ли объем эмиссии государственных облигаций для сбалансированности бюджета?
При соблюдении параметров доходной и расходной части дефицит бюджета в 1.3 трлн. руб. меньше запланированного максимального объема заимствований в 1,485 трлн. руб. Вероятно, решение по выпуску государственных долговых бумаг принималось с учетом возможного отклонения от плана и потому уже учитывает риски неисполнения доходной части бюджета или, уж на то пошло, перерасхода бюджетных средств. Риски могут возрасти в случае введения дополнительных экономических санкций со стороны США на вложение средств в российский долг. Но при оценке возможных последствий такого решения, самый негативный сценарий наверняка был в фокусе внимания. Таким образом, с высокой степенью вероятности можно предположить, что принятый объем заимствований должен обеспечить сбалансированность бюджета на 2018 год.
По Вашему мнению, достаточный ли объем эмиссии государственных облигаций для сбалансированности бюджета?
Действительно, по сравнению с 2017 годом объём лимита сокращён в два раза (п.6 ст. 13 ФЗ №415 он был установлен на уровне 200 млрд. руб.)
Однако это лишь часть эмитируемых бумаг.
Минфин в 2018 году сможет выпустить государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в отечественной валюте, не более чем на 1,485 трлн рублей, в иностранной валюте — не более чем на $7 млрд. Для сравнения, в 2017 году лимит выпуска составлял 1876 млрд руб.
Прежде чем давать оценку о достаточности данного лимита, следует понимать, что если инвестиции в облигации федерального займа (ОФЗ) подпадут под новые американские санкции, то последствия для России могут быть серьезными. Запрет для резидентов США на инвестиции в российские государственные ценные бумаги грозит массовой распродажей ОФЗ иностранными инвесторами. Спрос отечественных банков будет явно недостаточным и к скупке ОФЗ должен будет присоединиться центробанк.
Стоимость подпадаемых под риск ценных бумаг- 37.6 млрд. долл. При объеме золотовалютных резервов в 426.4 млрд. долларов (по состоянию на 10 ноября текущего года) расходы существенные, но не критичные. Соответственно, на эту же сумму уменьшится внешний государственный долг (51.6 млрд. долл.), что заметно снизит расходы на его обслуживание.
Кроме того, Минфин рассматривает возможность смягчения условий по народным ОФЗ – в частности, разрешить их вторичное обращение и отменить потолок владения, который сегодня составляет 15 млн. рублей.
По Вашему мнению, достаточный ли объем эмиссии государственных облигаций для сбалансированности бюджета?
Действительно, заимствования на внутреннем рынке посредством ОФЗ являются сейчас основным источником покрытия дефицита бюджета. По оценкам Минфина, дефицит в этом году окажется на уровне 1,7-1,8 трлн руб. При этом, основными источниками финансирования выступают госзаймы (по состоянию на 1 декабря чистое привлечение ОФЗ превысило 1,2 трлн руб. по сравнению с 492 млрд руб. за весь 2016 г., валовый же объем привлечений достиг 1,6 трлн руб.). Министерство финансов пользуется наблюдающимся в последнее время ростом цен на нефть, чтобы пополнить резервные фонды. Заметим, что бюджетный план на ближайшую трехлетку предусматривает дальнейшее сокращение трат суверенных фондов. Так, в относительном выражении доля ОФЗ в финансировании дефицита бюджета по плану должна возрасти до 65% в 2018 г. и до 100% в 2019 г.
При этом, из-за снижения оценки дефицита бюджета (связанной с продолжением тенденции на бюджетную консолидацию) планируемые объемы заимствований также корректируются вниз. Согласно последним данным, Минфин собирается занять 868 млрд руб. на чистой основе в 2018 г. (ранее планировалось по 1 050 млрд руб. в 2017-2019 гг.), 870 млрд руб. в 2019 г. и 1 341 млрд руб. в 2020 г. Отметим, что бюджетная политика в РФ является достаточно строгой. Кроме того, благодаря внедрению нового бюджетного правила в среднесрочной перспективе дефицит бюджета останется весьма умеренным даже в случае значительных колебаний цен на нефть.
Вообще, Россия имеет все возможности для увеличения в случае необходимости выпуска ОФЗ. Наша страна сохраняет свой статус одного из наименее обремененных долгами заемщиков в сегменте крупнейших развивающихся экономик. Так, по данным Bloomberg, текущее соотношение Госдолг/ВВП у РФ составляет 10% (по сравнению с 70% у Бразилии, 50% у Индии и 16% у Китая).
Основную опасность для потенциального наращивания предложения ОФЗ, по-видимому, представляет широко обсуждаемое в последнее время введение санкций со стороны США. Напомним, что до конца января 2018 г. министр финансов США должен представить в Конгресс отчет, описывающий потенциальный эффект от расширения санкций за счет включения в них суверенного долга РФ. Если санкции коснутся нового размещаемого долга, то здесь, по-видимому, вслед за Центробанком остается рассчитывать на интерес локальных участников, прежде всего крупных банков. Кроме того, и сам ЦБ, что было недавно подтверждено его главой, может выступить в качестве покупателя размещаемых Минфином госбумаг. В крайнем случае, можно ожидать, что правительство ужесточит свой подход к бюджетным расходам, сократив тем самым свои потребности в заимствованиях.