ЦБ РФ, как регулятор финансового рынка объявил, что отныне он сам и его поднадзорные органы начинают работать в соответствии с новой парадигмой — всесторонней защиты потребителей финансовых услуг.
Если ранее работа с потребителями носила в основном реактивный характер — по поступившей жалобе, то есть когда права гражданина уже были нарушены, то теперь в основе работы новой надзорной системы — поведенческой — ставится проактивное реагирование. Другими словами, предотвращение таких ситуаций, в которых потребитель финансовых услуг оказывается разочарованным.
Подробно данная тема описана в «Основных направлениях развития финансовых рынков на 2016-2018 годы». В целом поведенческий надзор направлен на то, чтобы контакт человека и финансового рынка приносил пользу прежде всего не финансовому рынку, а человеку.
Предполагается, что под усиленным контролем окажутся процессы информирования и взаимодействия с клиентами, маркетинг и рекламные материалы, ценообразование.
Поведение потребителей - самый верный источник информации по целям, озвученным Центральным банком. Контакт человека (потребителя финансовых услуг) должен приносить пользу человеку. Сейчас польза уходит в основном финансовому рынку, а человек вынужден мириться с ограниченностью вариантов удовлетворения своих нужд либо разочаровываться в финансовых рынках и нести убытки.
Поведение человека - источник оценки его финансовой грамотности, его юридической и финансовой незащищённости, его способности самостоятельно пользоваться и применять финансовые услуги и продукты.
Потребители финансовых услуг не обязаны иметь специальное образование и специфический профессиональный опыт. Иначе бы финансовые рынки ориентировались только на квалифицированных участников.