Россияне смогут купить «народные» облигации на онлайн-площадке

5 февраля 2019 г. Финансовые рынки 3 1893 Иван Тихонов

В рамках встречи Центробанка с банкирами первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов заявил о разработке специальной онлайн-площадки – маркетплейса – для прямой продажи «народных» облигаций эмитентом. Простыми словами это означает, что обычные граждане смогут купить посредством данного сервиса облигации у Минфина.

Г-н Швецов пояснил, что технически механизм продажи-покупки будет реализован через отдельный шлюз, соединяющий сайт эмитента с личным кабинетом гражданина на сайте Московской биржи. Агента в онлайн-схеме не будет, поскольку продажи будут осуществляться через агрегаторы финансовых товаров.

В ЦБ уточняют, что механизм обратного выкупа облигаций еще дорабатывается, пишет «Ъ». Регулятор и Минфин рассматривают два варианта реализации проекта: дискретную и через организацию-посредника. Помимо этого, идет доработка механизма безопасности платформы.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Зайцев Андрей (Первый заместитель Генерального директора ООО "УНИВЕР Капитал")

Как Вы оцениваете перспективу продажи ОФЗ-н через онлайн-маркетплейс? По Вашему мнению, станут ли народные облигации более востребованными после выхода в онлайн?

Онлайн-маркетплейс может стать хорошим инструментом для расширения круга инвесторов и ухода от крупных банков как единственного канала продаж этого типа ОФЗ. Главные вопросы, которые надо решить: широкое информирование населения и защита от мошенничества на этапе продажи. В принципе, решаемо и то, и другое, есть хорошие подходы и к решению обеих задач. При успешном их решении можно рассчитывать на значительное увеличение числа физических лиц, вовлечённых в финансовый рынок России, хотя рост в "денежном выражении" будет меньше - основные крупные держатели активов на счетах в банках уже успели приобрести ОФЗ-н первых выпусков, так что теперь средний чек будет существенно меньше, к тому же, ставки в банках перестали снижаться также быстро, как несколько лет назад, хотя всё равно они ниже, чем кривая ОФЗ. Т.е., население всегда будет смотреть прежде всего на итоговую доходность, а не на сам механизм реализации. Но не это главное - важно, чтобы росло доверие населения и к государственным долговым инструментам, и к финансовым инструментам вообще. Продажа ОФЗ-н через маркетплейс может способствовать значительному росту финансовой грамотности и ответственности населения на горизонте даже нескольких лет. Кроме того, это будет и хорошим опытом для ЦБ в чисто техническом решении проблемы прямого доступа населения к инструментам финансового рынка.

Ковалев Алексей (Аналитик ГК «ФИНАМ» )

Как Вы оцениваете перспективу продажи ОФЗ-н через онлайн-маркетплейс? По Вашему мнению, станут ли народные облигации более востребованными после выхода в онлайн?

В целом, объемы продаж ОФЗ-н не впечатляют (они даже замедляются), и неудивительно, что Минфин с ЦБ пытаются найти способы вдохнуть новую жизнь в эту программу. Отметим, что первые ОФЗ-н стали доступны для покупки еще 2 года назад.

При этом предлагаемые новшества (в том числе и продажа ОФЗ-н через онлайн-маркетплейс), которые призваны способствовать росту продаж, носят в основном технический характер, поэтому сложно, по-видимому, рассчитывать на лавинообразный рост спроса на данный инструмент в результате их имплементации.

На наш взгляд, требуется активизация маркетинга ОФЗ-н: необходимо полнее «познакомить» розничного инвестора с этим инвестиционным инструментом, например, сравнить его доходность со средним уровнем ставок по банковским депозитам в высоконадежных банках или с доходностями «обыкновенных» ОФЗ, которые также вполне доступны розничному инвестору. То есть, продажа через онлайн-маркетплейс, по-видимому, упростит реализацию желания инвестора приобрести данный инструмент, но необходима предварительная работа, чтобы это желание, так сказать, возникло.

В заключение отметим заявление заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, сделанное на парламентских слушаниях в конце января этого года: "Если мы серьезно хотим развивать финансовые рынки, а мы, безусловно, хотим серьезно развивать финансовые рынки, у нас нет другого выбора, кроме того, как сделать финансовые рынки доступными и понятными для российского розничного инвестора. Другого выбора у нас реально нет".

Васина Екатерина (Директор представительства ИФК Солид в Санкт-Петербурге)

Как Вы оцениваете перспективу продажи ОФЗ-н через онлайн-маркетплейс? По Вашему мнению, станут ли народные облигации более востребованными после выхода в онлайн?

Учитывая тот фактор, что ОФЗ-н (народные облигации) будут приносить примерно 8,2-8,7% годовых, то данный инструмент рассчитан на вкладчиков. Из источника «Банки.ру», весомая аудитория вкладчиков — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Соответственно, данная категория граждан практически не пользуется интернет-ресурсом и более того, предпочитает лично обращаться за той или иной услугой. Сразу возникает тонкий момент: комиссия за приобретение бумаг через банк (агент) разнится от 0,5 до 1,5% в зависимости от суммы инвестирования. Теперь вопрос: что выгоднее: вклад или покупка ОФЗ с комиссией (если через банк). Ответ очевиден.

Сама идея «продажи ОФЗ-н через онлайн-маркетплейс», по моему мнению, является интересной: доступность и простота в приобретении бумаг, экономия времени. Но будет ли вкладчик (клиент), прибегать к такому варианту покупки бумаг? А есть ли возможность у определенной категории граждан воспользоваться покупкой онлайн? Возникает очень много вопросов. Скорее всего, большинство граждан будут обращаться к агенту (банк) за первичной консультацией и здесь важно обучить сотрудников правильному и грамотному подходу к такому типу клиентов, рассказать о комиссионном вознаграждении за покупку бумаг, о возможном налогообложении (дабы избежать, в дальнейшем, негатива).

Хочу отметить ещё тот факт, что в России инвестируют на фондовом рынке не более 2% населения и приобретение подобных финансовых инструментов можно считать способом повышении финансовой грамотности.

На данный момент, аппетит клиентов, по доходности, сильно отличается от ставок по банковским вкладам, в том числе по ОФЗ. И только лишь потому, что народные облигации «вышли в онлайн», вряд ли они станут более востребованными. Такие банки как Альфа банк, Сбербанк, ВТБ, давно имеют инвестиционные подразделения и, по статистике, подавляющее большинство клиентов — вкладчики, либо лица, имеющий инвестиционный счёт с инструментами, где доходность выше.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также