В рамках выступления на Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности зампредседателя Банка России Владимир Чистюхин сообщил о намерении регулятора передать часть надзорных функций за МФО саморегулируемым организациям.
«Мы предполагаем, чтобы через определенный период времени СРО все больше и больше принимали на себя функции по приему отчетности от микрофинансовых институтов, по осуществлению надзорных мероприятий за данными институтами и по информированию ЦБ о том, что происходит на рынке относительно небольших участников», — уведомил представитель ЦБ.
В то же время Банк России будет и дальше вести наблюдение за крупными участниками рынка, а функции надзора за малым бизнесом в сегменте планирует делегировать профильным СРО, пишут Банки.ру. За регулятором должна остаться обязанность по разработке методических материалов и инструментария в качестве помощи СРО в проведении контрольно-проверочных мероприятий.
«Нам кажется, что с точки зрения экономии расходов бизнеса и административной нагрузки это правильное направление движения. Мы должны экономить ресурсы рынка и государства там, где риски невелики», — добавил г-н Чистюхин.
По предварительным оценкам регулятора, для внедрения раздельной системы надзора за участниками микрофинансового рынка потребуется около двух лет.
По Вашему мнению, какие контрольные функции целесообразно передать СРО?
Банк России в соответствии с Федеральным законом « О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», начиная с 2016 года обязал СРО осуществлять контроль за соблюдением федеральных законов, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций, базовых и внутренних стандартов СРО, главным образом путем проведения плановых и внеплановых проверок. Так, в 2018 г. СРО «Единство» провело 190 плановых и более 300 внеплановых проверок своих членов.
На сегодняшний день происходит процедура по передаче контрольных и надзорных функций Банка России в виде приема отчетности микрокредитных организаций в обязанности саморегулируемой организации.
Передача Банком России дополнительных функций по надзору за микрофинансовыми организациями налагает на СРО большую ответственность, а также усиливает роль СРО в деятельности микрофинансового рынка. СРО активно участвует в обсуждении проектов указаний Банка России по предоставлению отчетности МФО, предлагая свои замечания и комментарии.
На сегодняшний день практически подготовлен программный продукт для приема отчетности микрофинансовых организаций с учетом отраслевой специфики деятельности, необходимо обучение персонала для данной работы.
По Вашему мнению, какие контрольные функции целесообразно передать СРО?
Российский финансовый рынок развивается аналогично зарубежному с опозданием на несколько лет. Если обратиться к мировой практике, то в зарубежных правопорядках в области микрофинансирования достаточно много примеров реализации моделей пропорционального регулирования, основанных на установлении различных полномочий (примерами может служить Ирландии, Австралия и США). Таким образом, инициатива ЦБ лежит в логичных и закономерных рамках. В первую очередь, СРО будет следить за финансовыми показателями МКК, за соотношением объёма портфеля и уровня просрочки. Однако важно, чтобы все СРО в равной степени четко и строго подходили к данному анализу отчетности для выявления проблемных игроков.
По Вашему мнению, какие контрольные функции целесообразно передать СРО?
Инициатива ЦБ вполне логична, так как уследить в равной степени и проконтролировать деятельность более 2 тысяч организаций, портфель большей части которых не превышает нескольких сотен тысяч рублей, довольно трудоёмкий процесс. На сегодня концентрация портфеля на 100 компаний превышает 82%. Таким образом, инициатива предполагает что мелкими МКК будет следить СРО, у которого есть все инструменты для этого.
В отношении микрофинансовых организаций планируется развитие систем взаимодействия отчетности МФК напрямую, МКК – через СРО, а также снижение объема информации в рамках представляемой МКК отчетности, что потребует внесения изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и разработки нормативного акта Банка России, предусматривающего внесение изменений в Указание «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности». На наш взгляд, данные меры будут способствовать всестороннему пониманию СРО финансового положения своих членов с целью осуществления своевременных проверочных мероприятий. Кроме того, эти меры помогут снизить регуляторную нагрузку на участников рынка.