И многие инвесторы до сих пор, спустя десятилетие, так и не вернулись на биржу.
Резкое падение рынка после отказа от спасения было всего лишь одним из целой серии диких колебаний на биржах, сорвавшихся в пике. Конгресс в конечном итоге одобрил новый план, но это уже не смогло остановить волатильность.
Четыре из самых больших точек падения индекса Доу-Джонса, из когда-либо случавшихся, имели место с сентября 2008 года до конца того же года.
Но тогда же случились и четыре из наибольших выигрышей.
Инвесторы были ошеломлены и подавлены. За падением Lehman Brothers последовала экстренная продажа страховой компании AIG (AIG), затем – продажа Wachovia в Wells Fargo (WFC) и Merrill Lynch в Bank of America (BAC), а также провал гигантских сбережений и займов Washington Mutual и его последующая продажа JPMorgan Chase.
Все это способствовало нарастанию Великой рецессии. И это навсегда уничтожило целое поколение инвесторов.
«Слишком много людей выпало из обоймы навсегда», - сказал Кевин Миллер, генеральный директор паевого инвестиционного фонда E-Valuator.
По данным Института инвестиционных компаний, в прошлом году в фондовые и облигационные паевые фонды поступило $67 млрд по сравнению с $637 млрд, поступившими в паевые инвестиционные фонды в 2008 году.
«Некоторые инвесторы никогда не забудут 2008 год, и стали по этой причине слишком консервативными», - сказал Тони Бедикян, управляющий директор и глава департамента глобальных рынков в Citizens Bank.
Бедикян сказал, что рынок уже успел полностью восстановиться. Но уверенность восстанавливается гораздо более медленными темпами, даже несмотря на то, что акции растут просто эпическими темпами с минимальных показателей в марте 2009 года. Индексы Доу-Джонса, S&P 500 и Nasdaq достигли практически рекордных показателей.
Разумеется, некоторые инвесторы зарабатывают на акциях компаний группы FAANG – технологических гигантов Facebook, Apple, Amazon, Netflix и Google.
Трейдеры, более склонные к спекуляциям, также пытаются нажиться на том, что Бедикян называет «оригинальными инвестициями», включая биткоин, другие криптовалюты и медицинскую марихуану.
Но в целом инвесторы стали вкладывать гораздо меньше денег в отдельные акции.
Те, кто все еще инвестируют, выбирают менее рискованные (теоретически, по крайней мере) активы. Пассивно управляемые биржевые фонды, которые являются более доступными, чем инвестиционные фонды открытого типа, и, как правило, охватывают работу более широкого рынка, стали гораздо более популярными.
Торгуемый на бирже фонд (ETF) также лучший способ инвестировать для людей, которые не хотят изучать ситуацию в отдельных компаниях. Речь идет не о покупке акций, которые могут опередить рынок. Это способ получить доступ ко всем лучшим запасам – стратегия, которая воспринимается как безопасная.
Многие инвесторы также скептически относятся к ситуации на старейших биржах и считают, что единственная причина, по которой акции так хорошо держатся в последнее десятилетие, состоит в том, что Федеральная резервная система так долго держала на стабильном уровне краткосрочные процентные ставки.
ФРС также создавала в несколько раундов так называемый «количественный буфер», купив 3,6 триллиона долларов в казначейских облигациях и других активах, чтобы снизить долгосрочные ставки.
Такое стимулирование рынка смогло создать легкую биржевую среду, однако с предпосылками для молниеносного взрыва, особенно теперь, когда ФРС снова начала повышать ставки.
Этот рискованный способ инвестирования может не измениться в ближайшее время, особенно, учитывая тот факт, что в настоящее время сотни тысяч милленниалов пополнили ряды рабочей силы, все еще не осознавая, как поступить со своими пенсионными накоплениями.
«Инвесторы-милленниалы, достигшие совершеннолетия в 2000-х годах, никогда не могут смотреть на биржу так, как те, кто вырос на сумасшедшем рыночном 1980-х и 90-х годов», - пишет Дэвид Лафферти, главный рыночный стратег компании Natixis Investment Managers.
Он сказал, что молодые инвесторы теперь больше заботятся о том, чтобы защитить то, что они вкладывают, а не получить огромную сиюминутную прибыль.
«Хотя некоторые кризисные рубцы заросли, инвесторы изменились навсегда», - добавил Лафферти. «Инвесторы стали более пугливыми и, следовательно, более склонны к перестраховке, когда волатильность снова поднимает голову».
По материалам www.money.cnn.com