Инвестиционный банк Уолл-стрит сломал стену молчания по поводу фиаско Tesla во вторник, установив рейтинг «продавать» на акции компании и установив цену в 210 долларов США за акцию.
Самые большие проблемы, с точки зрения банка: объемы задолженности Tesla и усиление конкуренции, подрывающее лидерство компании не рынке электромобилей.
Маск написал в твиттере 7 августа, что у него «обеспечено финансирование» за сделку стоимостью 420 долларов за акцию – что, по сообщениям, вызнавало расследование со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам. Столкнувшись с тем, что Маск назвал «бунтом акционеров», он отказался от плана выкупа акций Tesla 25 августа.
Первоначально твит Маска привел к тому, что акции Tesla взлетели до 389,61 доллара. С тех пор они потеряли четверть своей стоимости. Goldman Sachs прогнозирует, что в течение следующих шести месяцев акции Tesla упадут еще на 30%.
«Мы настроены весьма пессимистично» по поводу способности Tesla выполнять свои обязательства, наращивать производство автомобилей и генерировать свободный денежный поток – так писали клиентам аналитики Goldman Sachs во главе с Дэвидом Тамберрино.
Фирма не была втянута в серьезное противостояние непостоянным поведением Маска. Вместо этого она сосредоточилась на попытках обойти на рынке электромобили, запущенные соперниками, от Ford и Jaguar до Porsche и Nissan.
Несмотря на то, что Tesla не планирует запускать модель Y до 2020 года, Goldman Sachs говорит, что в ближайшие годы компания столкнется с кульминацией конкурентной борьбы с крупными автоконцернами.
Например, Mercedes-Benz концерна Daimler's выпустил свой первый полностью электрический внедорожник уже во вторник. Это первая модель под маркой EQ немецкого автопроизводителя. Вечно соперничающие производители BMW и Audi также включились в игру на рынке электромобилей, угрожая доминированию Tesla.
Вот еще одно препятствие для Tesla: автомобили компании скоро станут дороже. Налоговая льгота для покупателей электромобилей истекает для Tesla в конце года. Полная налоговая льгота постепенно закроется после того, как компания продаст свой 200-тысячный электрический автомобиль в Соединенных Штатах – веха, прошедшая в июле.
«Мы полагаем, что клиенты, готовые покупать модель 3 по более высокой цене, уже к концу года откажутся это делать», - комментирует Goldman Sachs.
Фиаско объявлено в твиттере
Не только Goldman Sachs выражает беспокойство по поводу будущего Tesla после бурного лета. На прошлой неделе Cowen & Co. предупредила, что Tesla столкнется с «препятствиями на пути», включая судебные иски акционеров и контроль со стороны регулирующих органов.
«Фиаско объявлено в твиттере, - писал аналитик Cowen Джеффри Осборн, - это, скорее всего, привлечет внимание инвесторов к тому, достаточно ли компетентно поведение Илона, его стиль управления и оперативные возможности, чтобы вести Tesla вперед, к новым достижениям».
Конечно, Маск неоднократно доказывал, что его критики ошибаются. Он превратил Tesla в революционную компанию, которая стоит больше, чем Ford или General Motors.
И хорошей новостью является то, что Tesla наращивает производство Mодели 3, помогая улучшить свое неустойчивое финансовое положение. Это должно позволить омпании прекратить тратить наличные деньги. Goldman Sachs ожидает, что Tesla создаст положительный свободный денежный поток во второй половине 2018 года.
«Проблемный» баланс
Однако остаются сомнения в том, что Tesla cможет наращивать или даже поддерживать этот темп производства.
Это серьезная проблема, потому что Tesla сидит на тоннах долговых обязательств – и сроки выплат приближаются. Чистый долг (задолженность за вычетом денежных средств) за последний год почти удвоился до 9,2 млрд. долларов США. Goldman Sachs говорит, что баланс Tesla является «проблемным» для автокомпании. Специалисты банка отметили, что задолженность Tesla в размере 7,5 млрд. долларов должна быть погашена к 2022 году.
Маск настаивает на том, что Tesla не будет увеличивать денежный оборот за счет продажи акций или новых кредитов. Уолл-стрит настроена скептически.
Goldman Sachs считает, что Tesla должна будет привлечь дополнительный капитал в первой половине 2019 года. Аналитики Cowen говорят, что Tesla может получить 2 млрд долларов уже в этом квартале, но предупредил, что это «может оказаться проблемой», если компания окажется под следствием.
По материалам www.money.cnn.com