Банк России считает целесообразным расширить перечень способов продажи «народных» облигаций федерального займа (ОФЗ-н). В частности, речь идет о предоставлении права Минфину и субъектам федерации напрямую продавать облигации населению. Площадка, посредством которой можно будет осуществить онлайн-продажу финансовых услуг, - централизованный маркетплейс – на данный момент разрабатывается регулятором и участниками финансового рынка. Ее рабочая версия будет запущена к концу текущего года.
Для того чтобы прямые продажи заработали, необходимо осуществить ряд изменений в правилах обращения акций. На сегодняшний день в обращении находятся два выпуска облигаций, купить которые граждане могут только в ВТБ и Сбербанке, пишет «Ъ».
Централизованный маркетплейс разрабатывается с учетом возможности реализации идентификации клиента и быстрых платежей. Предполагается, что изначально населению будут доступны только депозитные программы, а затем и возможность приобретения корпоративных и государственных облигаций. Прямая продажа ОФЗ-н исключит агентов, поскольку процесс будет реализован через магазины финансовых товаров (специальные агрегаторы).
Как Вы оцениваете идею по продаже ОФЗ напрямую через маркетплейс?
Как показывает опыт размещения второго выпуска ОФЗ-н, этот инструмент не пользуется спросом, в силу условий его размещения и оборота. Вложения в ОФЗ-н подразумевают долгосрочные инвестиции, и значительную потерю инвестиционного дохода, в случае изменения жизненных обстоятельств и необходимости их продажи, причем только банкам агентам. Ограничения на рыночный оборот ОФЗ-н, которые, вроде бы, способствуют дополнительной защите прав инвесторов, на деле оказываются значительным тормозом в развитии идеи «народного инвестирования».
Таким образом идея трансформации каналов распространения и оборота ОФЗ-н через проект маркетплейс может придать свежий импульс и росту интереса к вложению в облигации федерального займа со стороны населения. В целом, если все необходимые изменения на всех этапах будут проработаны и внесены, то можно ожидать более активного участия населения в кредитовании государства.
Как Вы оцениваете идею по продаже ОФЗ напрямую через маркетплейс?
Очевидно, что ЦБ РФ и Минфин пытаются изыскать возможности для повышения спроса на ОФЗ-н. При текущем положении вещей задача, сформулированная Дмитрием Медведевым, довести объем эмиссии ОФЗ для физлиц в 2018 г. до 100 млрд руб. кажется трудно реализуемой.
Напомним, что пока население полностью выкупило ОФЗ первого выпуска (на сумму 30 млрд руб.), тогда как второй выпуск (объемом 15 млрд руб.) по состоянию на 12 марта пока реализован лишь на 25%. И это при том, что он начал продаваться в сентябре 2017 г.
Что касается данной схемы — продажи ОФЗ-н через финансовый маркетплейс — то здесь, насколько можно понять, ставится задача исключить комиссию посредника, что должно способствовать росту спроса на бумаги. Впрочем, имеется и такой явный минус как невозможность для держателя предъявить свои бумаги к выкупу.
Просто в условиях, когда Минфин еженедельно реализует ОФЗ в объеме 30-40 млрд руб. на аукционах, доведение объема реализации ОФЗ-н даже до 100 млрд руб. всё равно останется лишь каплей в море в вопросе финансирования бюджетного дефицита. Иными словами, функция данного проекта — чисто образовательная. Похвально, что финансовые власти страны пытаются переломить ситуацию и полнее использовать потенциал данного инструмента.
Как Вы оцениваете идею по продаже ОФЗ напрямую через маркетплейс?
Продажа напрямую - хорошая новация, которая может стать и станет в той или иной мере промоутером роста активности граждан и на фондовом рынке, если на маркетплейсе можно будет покупать со временем корпоративные облигации и акции - это будет механизм вовлечения населения в реальное финансирование экономики и ответственное отношение к инвестициям. Здесь важно, чтобы на начальном этапе всё же оставалась некая премия в доходности для первопроходцев - ведь фактически «квазигосударственные» банки, попавшие в периметр АКБС, предлагают сейчас ставки на уровне 8%, так что для нового инструмента нужна была бы хотя бы сопоставимая доходность, с учётом расходов на его приобретение. Ну а использование ОФЗ в качестве доступного для населения залогового актива также очень хороший шаг - у держателя нет ощущения «замороженности» вложений и в случае с длинными бумагами такая возможность может быть очень интересной, хотя с точки зрения издержек пока всё равно, думается, работа через брокерский счёт будет более эффективной. Но здесь важен массовый охват, а сразу на брокерские счета привлечь большое число граждан не удаётся, так что такой маркетплейс как раз и может стать приглашением и первым шагом на фондовый рынок.