Банк «Глобэкс» (дочерняя организация государственной корпорации ВЭБ) в сотрудничестве с Российской ассоциацией криптовалют и блокчейна (РАКИБ) и площадкой CrowdHub занялись разработкой системы гарантий инвестирования в криптовалюты. Система защиты вложений в ICO ориентирована на российские компании, которые хотят размещать токены.
Предполагается, что разрабатываемый проект поможет инвесторам контролировать расходование средств, поскольку выплаты будут производиться согласно утвержденным планам развития стартапов, пишут «Известия». На практике система будет работать так: РАКИБ предложит участникам зарегистрироваться на площадке Crowdhub.io и завести собственный «кошелек» с целью сбора средств на реализацию своего проекта. Далее участник должен открыть в банке «Глобэкс» эскроу-счет для получения средств.
Со своей стороны, инвесторы, которые захотят вложить средства в определенный проект, должны будут зарегистрировать аккаунт на вышеупомянутой площадке, а от туда произвести трансфер денег на эскроу-счет стартапа-участника системы. Инвесторы с криптовалютой смогут переводить средства на электронный кошелек стартапа.
За контроль трат и реализацию проекта стартапа будут отвечать все инвесторы по очереди. Если проект будет развиваться по намеченному плану, то вкладчики профинансируют следующий этап развития проекта. Если же 51% инвесторов проголосуют против дальнейшего выделения средств (в случае, если они не будут удовлетворены ходом реализации проекта), то остаток денег будет распределен между инвесторами, а сам проект будет ликвидирован.
Юридическое сообщество предупреждает, что отсутствие четкого механизма регулирования рынка криптовалют в РФ делает уязвимыми инвесторов. Пока нет инструментов их защиты и непонятно, в какие инстанции обращаться для разрешения споров.
Как Вы оцениваете разрабатываемую в РФ систему гарантирования инвестиций в криптовалюты?
Хотелось бы отметить, что система, предложенная банком «Глобэкс» и РАКИБ действительно способна сделать нерегулируемый рынок более прозрачным.
Однако, на мой взгляд, основная проблема, которая останавливает крупных участников рынка от инвестирования с использованием криптовалют, заключается не столько в непрозрачности рынка, сколько в огромной сложности прогнозирования эффективности размещения средств. Инвестор отвлекает средства на средне- и долгосрочный период, на котором сверхволатильные криптовалюты делают практически невозможным прогнозирование денежного потока в будущем.
История знает немало примеров, когда приход крупного капитала в новые секторы бизнеса приводил к созданию в нём понятных правил игры и разработке необходимой законодательной базы. И в тоже время, процессы, начинающиеся с законодательной инициативы, редко приводили к качественному изменению отрасли.
Как Вы оцениваете разрабатываемую в РФ систему гарантирования инвестиций в криптовалюты?
Система имеет важное значение в двух аспектах: во-первых, для развития российского рынка ICO, во-вторых - для обоснования нужности РАКИБ. Чтобы российский рынок ICO развивался, необходимо, чтобы владельцы криптовалют не боялись, что деньги исчезнут неизвестно куда по прихоти основателей проектов. Всё-таки, по сравнению с традиционными IPO, которые тоже, конечно, отличаются высокими рисками, ICO – содержат куда больше неопределённости. Ведь у проекта, который привлекает средства через ICO обычно нет ни выручки, не, тем более, отчётов аудиторов. Вместо инвестиционных меморандумов или хотя бы бизнес-планов, предприниматели, совершающие ICO, обычно публикуют всего лишь “white paper” – эссе, которое содержит общее описание стратегии. Впрочем, для майнеров, которым улыбнулась удача в виде нескольких самостоятельно намытых миллионов, тут, возможно, никакой опасности и не видно, они тоже не любят писать меморандумы. Но у нас в стране таких идеальных инвесторов в хайтек мало – не более тридцати тысяч. Основная масса тех, кто хотел бы рискнуть и вложиться в ICO, будет вкладывать обычные деньги или покупать криптовалюты на биржах. Главная проблема российских ICO сейчас – это устранить страхи таких инвесторов. РАКИБ ищет способ решения этой проблемы. Решение, правда, не кажется очень удачным. Предлагается, поставить финансы проектов под контроль “сменяющих друг друга групп инвесторов”. С одной стороны, обычные венчурные инвесторы тоже требуют, чтобы финансовым директором проекта стал их представитель. Это вселяет надежду, что основатель проекта не потратит средства на что-то постороннее. Однако теперь возникает другой вопрос – а как заинтересовать основателя, который уже ничего не контролирует? Ведь кроме него в проекте обычно никто ничего не понимает, а основным мотивом для него является желание заработать, причём в течение года или двух. Если консилиум инвесторов парализует основателя, то результата тоже никакого не будет. Однако РАКИБ поступает правильно, что пытается решать проблемы, прежде чем попытки ICO угаснут вовсе.