Лизинговые компании опасаются последствий реформы рынка

4 октября 2017 г. Финансы 2 1122 Иван Тихонов

Участники бизнес-ассоциации «Деловая Россия» обеспокоены последствиями реформы сегмента финансового лизинга. Компании, специализирующиеся на финансовой аренде, прогнозируют, что изменения приведут к уходу с рынка половины игроков, которые не смогут выполнить требования законодательства. В частности, аналитики предупреждают, что уйти из бизнеса могут 315 из 686 компаний. Это приведет к снижению конкуренции в сегменте и ухудшению качества обслуживания малого и среднего бизнеса.

В Министерстве финансов, которое разработало проект «О внесении изменений в федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)», рассказали, что законопроект о реформировании рынка лизинга поступил на рассмотрение правительства, пишут «Известия». В Банке России заявили, что реформа призвана сделать рынок прозрачным.

Согласно предложениям Минфина, лизинговые компании будут приравнены к некредитным финансовым организациям (НФО). Это означает, что они должны будут нарастить собственный капитал до размера не меньше 20 млн рублей, что для мелких и средних профучастников просто невыполнимое задание.

Дабы избежать коллапса на рынке, «Деловая Россия» предлагает распространить механизмы реформы только на системообразующие компании, а для всех остальных – оставить упрощенный порядок регулирования.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Чернышев Дмитрий (Член Правления CARCADE )

По Вашему мнению, стоит ли реформировать рынок лизинга в РФ? Какие изменения пойдут на пользу профучастникам, а какие могут спровоцировать уход игроков с рынка?

Реформы призваны дать лизингу новые возможности – рынок должен стать менее рисковым и для лизинговых компаний, и для их клиентов; более прозрачным и привлекательным для инвесторов. Игроки рынка должны будут соответствовать новым стандартам: быть готовыми к сегментации по размеру и качеству, внедрить новые бизнес-процессы, по сути настроить и вести несколько видов отчетности одновременно, участвовать в работе СРО и ее финансировании. То есть вырастут не только операционные расходы компаний, но и риски того, что не все смогут соответствовать вышеуказанным критериям. Скорее всего регулятор будет классифицировать большое количество лизинговых компаний по новым обсуждаемым принципам в банковской отрасли – только профильные мандаты, требованиям к размерам компаний и их капиталу.

Соответственно, все вышеперечисленное может привести к сокращению количества лизингодателей или их перепрофилированию. Однако не исключено, что развитие лизинга и рост инвестиционной привлекательности этого рынка будет способствовать появлению новых игроков в отрасли. В настоящий момент регулятор столкнулся с массой вопросов, которые не получилось решить быстро, особенно это касается унифицирования и создания практически новой отчетности для участников рынка, и реализация реформ пока сдвигается к 2020г.

Одна из декларируемых целей реформы – снижение стоимости заемных ресурсов для лизинговых компаний. Позитивные изменения в этой сфере происходят независимо от предстоящей реформы отрасли: ЦБ регулярно снижает ключевую ставку, что влечет за собой уменьшение стоимости кредитов для лизинговых компаний. Банки «перезагрузили» требования к лизинговым компаниям и постепенно наращивают объемы кредитования отрасли.

Напомню, что банковские кредиты – не единственный источник финансирования лизинговых сделок. Для фондирования новых договоров, лизинговые компании используют собственную прибыль, а также различные инструменты фондового рынка.

Кожевников Александр (Генеральный директор ООО «МКБ-лизинг»)

По Вашему мнению, стоит ли реформировать рынок лизинга в РФ? Какие изменения пойдут на пользу профучастникам, а какие могут спровоцировать уход игроков с рынка?

Сегодня лизинговая отрасль успешно развивается и показывает реальные результаты. За последние 14 лет, с момента отмены лицензирования, портфель вырос в 40 раз и сегодня он составляет 3,2 трлн. рублей. Качество портфеля лизинговых компаний, по данным ЦБ РФ, существенно выше портфеля регулируемого банковского рынка. На наш взгляд, лизинг обеспечивает значительные и, что важно, качественные инвестиции в экономику страны.

В процессе своей деятельности мы видим реальный интерес представителей малого и среднего бизнеса к лизингу как к доступному источнику финансирования. На протяжении последних трех лет удельный вес МСП в объеме нового бизнеса лизинговых компаний держится на уровне 50%. И этот интерес будет расти и дальше, что вполне объяснимо: лизинг - отличный инструмент, благодаря которому малые и средние предприятия могут позволить себе обновлять автопарки и приобретать новое современное оборудование.

Если проследить логичную взаимосвязь, то во многом благодаря лизингу отечественные производители получают отличный канал сбыта своей продукции, их продажи растут, а вместе с тем развиваются важнейшие для экономики страны отрасли: машиностроение, автомобилестроение, сельское хозяйство.

Именно благодаря этому лизинг оказался инструментом, который активно использует Минпромторг в своей работе и в части субсидирования инвестиций в различные отрасли промышленности и в части стимулирования спроса на продукцию российских машиностроительных заводов.

С тех пор как лизинг стал законодательно регулируемым видом деятельности, а это произошло в 1998 году, уже скоро 20 лет, лизинг постоянно меняется. Идет постоянная реформа в виде эволюции, идет постоянная настройка, модернизация. Именно поэтому лизинг сегодня успешен, он соответствует запросам современной экономики и востребован государством.

Реформа, как идея, сама по себе не может быть плохой или хорошей. Вопрос в целях, методах и в возможных результатах. На сегодняшний день кроме преобразования лизинга в НФО, создание СРО и перевода лизинга на банковский план счетов ничего не конкретизировано. Это будет очень удобно будущему регулятору, но слишком дорого для отрасли. Назывались совокупные затраты 24 млрд. руб. На мой взгляд, экономике страны эти меры ничего не дадут, а к существенным затратам приведут обязательно. Для многих малых компаний это будет неподъемная ноша. Крупные выживут, но поднимут стоимость услуг. Наверное, это не должно быть целью, тогда что? Прозрачность ради прозрачности?

Одновременно, с этими же целями, а именно прозрачность и адекватность учета арендных отношений, Министерство финансов ведет другую реформу.

Речь идет о создании нового стандарта бухгалтерского учета аренды на базе международных стандартов IFRS16. И это делается для всего рынка аренды, а не только для лизинга.

Возникает вопрос, а не слишком расточительно затевать две разные, но чрезвычайно затратные реформы для одной и той же цели в одной и той же отрасли?

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также