В целях борьбы с теневой экономикой Минфин и МЭР обсуждают возможность ограничения расчетов наличными. В частности, речь идет об ограничениях при совершении крупных покупок –недвижимости, автомобилей либо предметов роскоши.
Более того, чиновники считают целесообразным перевести на безналичный расчет оплату труда, пишут «Ведомости». Для реализации инициативы по ограничению наличных расчетов ведомства предлагают снизить ставку НДС для платежей.
Нужно ли ограничивать расчеты наличными? Об этом мы расспросили экспертов Сейчас.ру.
Как Вы оцениваете перспективу ограничения оплаты крупных покупок наличными?
Последние недели информация о якобы обсуждающийся в правительстве инициативах идет непрерывным потоком.
Причем сведения весьма противоречивы. Якобы осуждаются: снижение НДС до 15%, повышение НДС до 20 – 21%, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, повышение НДФЛ при сохранении плоской шкалы, снижение отчислений в соц. фонды, ведение дополнительного сбора в соц. фонды, уплачиваемого наемными работниками и т.д., и т.п.
Эти обсуждения сами по себе сильно нервируют предпринимателей и налогоплательщиков и не способствуют достижению стабильности и созданию условий для возвращения к экономическому росту с темпом в 3 – 5% годовых, о котором не раз говорил президент Путин.
Премьер-министр Дмитрий Медведев не раз заявлял о том, что стабильность налоговой и административной системы для предпринимателей даже важнее, чем льготы, а частые изменения (даже в «хорошую» сторону) могут быть губительны для деловой активности. И он в этом совершенно прав.
Административно-фискальные меры по ограничению наличной оплаты крупных покупок никак не помогут борьбе с теневой экономикой. Напротив, они могут вытолкнуть часть легальных сделок в эту сферу, где как раз и происходит уклонение от налогов и администрирования. А расчеты осуществляются не только наличными рублями (законным средством платежа), но и иностранной валютой, что давно уже законом запрещено.
Способствовать популяризации и более активному распространению безналичной оплаты крупных покупок могли бы существенные бонусы (дополнительные скидки в 1 – 2%) для покупателей при безналичной оплате. Однако, возникает вопрос об источнике компенсации такого стимулирования. Если обязать бизнес полностью нести издержки по популяризации безналичных расчетов за счет дополнительных скидок, то это приведет к ухудшению условий ведения бизнеса и сокращению прибыли. А также – к уходу части бизнеса в тень. Если хотя бы частично компенсировать такие «бонусы» за счет федерального бюджета, то это приведет к увеличению его и без того не малого дефицита. Также с весьма негативными последствиями. А еще сформирует дополнительную базу для коррупции на тему выделения и распределения этих гипотетических компенсаций.
Вместо того, чтобы «рубить с плеча» регулятору в данном вопросе следовало бы двигаться проверенной дорогой постепенных улучшений, пропаганды и популяризации. Ведь навряд ли кто-то будет спорить с тем, что безналичная оплата крупных легальных покупок намного удобнее (и безопаснее), чем наличный расчет. Еще 10 – 15 лет назад доля безналичных расчетов в обороте розничной торговли была ничтожна, не превышала 3%. Сегодня она уже перевалила за 20%. Постепенно она дойдет до 40 – 50%. Но, конечно, на за три года.
Как Вы оцениваете перспективу ограничения оплаты крупных покупок наличными?
Перспективы постепенного отказа от обращения наличных оцениваю положительно. По моим расчетам, полный запрет наличных будет добавлять примерно процентный пункт к ВВП РФ в год за счет сокращения теневой/ нелегальной экономики, сокращения потерь рабочего времени, снижения террористических рисков и т.п. Мера будет очень эффективной с точки зрения стимулирования экономического роста и поможет вывести его на уровень выше среднемирового. Тем не менее, запретить наличные одномоментно вряд ли удастся т.к. в России сейчас более 80% оборота происходит с использованием наличных. Запрет их обращения неизбежно приведет к экономическому шоку, даже если речь идет о крупных сделках. Требуется более плавный переход. Пожалуй, реализацию инициативы имеет смысл начать с ограничения возможности получения налоговых вычетов (например- за покупку квартиры, внесения средств на ИИС и т.п. - только при подтверждении оплаты с помощью безналичного расчета). Далее, в среднесрочной перспективе, уже имеет смысл постепенно ограничивать размеры сделок с наличными. В конечном итоге, имеет смысл ввести запрет на выдачу зарплат наличными.
Как Вы оцениваете перспективу ограничения оплаты крупных покупок наличными?
В целом идея понятна. Во-первых, крупные приобретения являются основным источником поступлений в бюджет по налогам на имущество. Во-вторых, именно крупные покупки, подлежат, как правило, обязательной регистрации. Таким образом, введение в действие ограничение расчетов за наличные позволит в полной мере администрировать весь процесс от расчетов, до постановки на учет и дальнейшее налогообложение. Думаю, рано или поздно мы придем к этому. Во многих развитых странах крупные операции с использованием наличными автоматически рассматриваются как потенциально криминальные. Учитывая теневую составляющую российской экономики, ограничение на расчеты наличными за крупные покупки- это серьезный шаг в направлении перехода к цивилизованному рынку.
Как Вы оцениваете перспективу ограничения оплаты крупных покупок наличными?
Схожий механизм ограничения размера наличной оплаты мы уже можем увидеть реализованным в банковской отрасли: так, при пополнении счета или осуществлении перевода на сумму, превышающую 15 000 рублей, потребуется идентификация личности. При суммах свыше 600 000 рублей - отдельный этап проверки источника доходов лица, осуществляющего перевод.
Поэтому подобна инициатива выглядит достаточно реалистичной даже в краткосрочном периоде, однако, о возможном влиянии на движение денежных средств и о результате пока говорить преждевременно.
Как Вы оцениваете перспективу ограничения оплаты крупных покупок наличными?
Несмотря на то, что сегодня выплата заработной, оплата коммунальных услуг, телефонии и интернета, в основном, осуществляется безналичным способом, наличные деньги пока являются основным инструментом платежа при совершении розничных покупок. Согласно данным ЦБ РФ за 2014 г., доля наличных денег в сумме розничных операций составила 80,9%. Структура наличной денежной массы в обращении подтверждает сохранение этой тенденции – за последние три года она колеблется от в пределах 8,5 – 8,8 трлн рублей. Меры по ограничению оплаты за наличные должны быть крайне продуманными и взвешенными. Пока еще есть целое поколение людей, привыкших сберегать наличные «на черный день». Однако перспективы, пусть и не сиюминутные, у таких мер есть. Тем более, что у государства, в связи с текущей экономической ситуацией, есть сейчас потребность в более жестком контроле за движением денежных средств.