В рамках открытия пятой Всероссийской недели сбережений директор департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев перечислил все факторы риска, которые относятся к финансовой грамотности населения. По его мнению, ключевые риски – цифровизация финансовых услуг и неосведомленность россиян в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Г-н Бокарев подчеркнул, что граждане не знают, куда обратиться, если их права, как потребителей финансовых услуг, были нарушены, пишут РИА Новости. А даже если и знают, то ничего не делают, поскольку считают, что финансовые институты все равно выиграют дело в суде. Более того, представитель Минфина называет психологическую неподготовленность к пониманию понятия финансовой грамотности еще одним риском.
Впрочем, г-н Бокарев назвал пути повышения финграмотности населения. С одной стороны – работа с молодежью, которая готова осваивать новые форматы взаимодействия с финансами. С другой стороны – расширение жизненного опыта старшего поколения, у которого уже сформированы определенные финансовые привычки.
По Вашему мнению, какие еще существуют риски для граждан в вопросах финансовой грамотности, кроме озвученных Минфином?
«Финансовая безграмотность опасна хотя бы потому, что в настоящее время практически у каждого россиянина есть возможность воспользоваться финансовыми услугами, стать инвестором. Из-за безграмотности миллионы россиян принимают разорительные для себя решения. Этот факт подтверждается статистикой по просроченным кредитам и личным банкротствам. Одни берут «неподъемные» для семьи кредиты, другие — кредиты по «драконовским» ставкам, третьи доверяют деньги или имущество мошенникам.
Так, например, около четверти россиян в последние годы пользовались кредитами по сверхвысоким ставкам. Очевидно, что большинство заемщиков — люди с крайне низкой фин. грамотностью.
Большинство россиян не вникают в условия договоров и не понимают условий, на которых они берут кредиты. Единицы способны рассчитать, какой кредит дешевле, и оценить, как меняется ценность денег во времени.
Как правило, россияне, не обладающие достаточными знаниями в области инвестирования, желают быстро разбогатеть. Поэтому выбирают инвестиции с обещанием высокой доходности, но не оценивают риски полной потери вложенного капитала».
По Вашему мнению, какие еще существуют риски для граждан в вопросах финансовой грамотности, кроме озвученных Минфином?
Когда речь заходит о финансовой грамотности, гражданам, как правило, начинают рассказывать о том, как пользоваться кредитами и выбирать депозиты. Другими словами, о том, как тратить или накапливать свои деньги, но не о том, как их инвестировать. К сожалению, очень мало рассказывается том, что есть пассивная стратегия инвестирования, доступная абсолютно всем, не рассказывается о том, как составлять инвестиционные портфели, как выбирать фонды (ПИФы и ETF) для портфеля и т.д.
В текущих условиях рассчитывать на пенсию от государства не стоит. Эту проблему каждый человек должен решать самостоятельно.
Однако без понимания того, что необходимо инвестировать, а не накапливать свои средства на депозитах, и без системных знаний о том, как именно это делать, обеспечить самому себе достойную пенсию не удастся. И именно в этом мне видится один из главных рисков, связанных с финансовой грамотностью в нашей стране.
По Вашему мнению, какие еще существуют риски для граждан в вопросах финансовой грамотности, кроме озвученных Минфином?
«Главным риском является низкая финансовая грамотность значительной части населения.
Особенно ярко это проявляется при выборе инвестиционных решений. Когда людям голословно обещается высокая гарантированная доходность, многие теряют осторожность, что приводит к потерям денег и, нередко, здоровья. Причем типичные инвестиционные ошибки совершают как молодые люди, так и умудренные житейским опытом.
Наивностью и незнанием людей пользуются создатели финансовых пирамид и другие мошенники. Свежий пример – ситуация, которая разворачивается вокруг компании «Кэшбери».
Поэтому считаю, что обучать финансовой грамотности надо начинать с самых азов: ведения домашней бухгалтерии, наработке навыков сбережения, постановки финансовых целей. И только после этого можно переходить к теме инвестирования, которая включает знания об инвестиционных инструментах, умение оценить соотношение риск/доходность, а также ряд других теоретических знаний и практических навыков».