Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вложил средства в компанию «АудитОнлайн». Размер инвестиций составил 2.5 млн рублей. В качестве гарантий фонд получит 7-процентную долю в компании.
Во ФРИИ признают перспективность развития онлайн-аудита и намерены и далее инвестировать в данное направление. Для этого было отобрано 25 стартапов, цель которых – автоматизировать работу участников рынка в области анализа бухгалтерской отчетности. Компании отбирались при участии юристов и службы безопасности.
Сами аудиторы относятся к проекту ФРИИ с осторожностью. Они указывают на то, что дистанционная деятельность по аудиту противоречит международным стандартам, пишет «Ъ». Вдобавок, до сегодняшнего дня онлайн-аудит считался уделом недобросовестных компаний, которые «торговали» заключениями.
Как Вы оцениваете предложение ФРИИ о дистанционных аудиторских проверках? Как разрешение на онлайн-деятельность может повлиять на рынок аудита?
- Представляется, что ФРИИ зря потратил деньги и ему придется впоследствии ответить за это перед Счетной палатой. Разрешать и стимулировать суррогатный аудит этому госфонду никто прав не давал. Все компетентные пользователи проаудированной бухгалтерской отчетности понимают, что при онлайн-аудите проверено будет только то, что проверяемое лицо захочет показать. Поэтому если будет известно, что аудит был "дистанционный", верить заключению по его итогам будут только наивные люди. За аудиторский стартап можно порадоваться, предприимчивые люди смогли привлечь деньги в бизнес, но вряд ли они долго продержатся на рынке. Регуляторы аудиторского рынка (как нынешний Минфин, так и особенно будущий - ЦБ) станут воспринимать заключения этой организации, как "черную метку". Особое внимание к клиентам этих "продвинутых" аудиторов - гарантировано. Да и сама аудиторская организация своей радикальной инициативой фактически позвала к себе проверяющих как из СРО, так и из государственных органов. А на рынок аудита событие может повлиять тем, что спорный вопрос о правомерности дистанционного "аудита" получит однозначную и конкретную нормативную трактовку.