В Петербурге на 1000 жителей приходится 422 квадратных метра арендопригодных помещений в современных ТЦ. В Екатеринбурге обеспеченность населения арендуемыми площадями в торговых центрах современного уровня составляет 383 кв. м на 1000 жителей, в Воронеже - 368 «квадратов».
На четвертом месте – Самара, где показатель обеспеченности торговыми площадями равен 348 кв.м. на тысячу жителей. Далее следуют Москва (343 квадратных метра), Ростов-на-Дону (330 квадратных метров), Нижний Новгород (318 «квадратов»), Волгоград (277 квадратных метров), Уфа 276 («квадратов») и Казань (264 квадратных метра).
В 2014 году в России (за исключением Москвы) планируется открыть 43 торговых центра общей арендопригодной площадью 1,7 млн квадратных метров, что в 1,5 раза больше, чем в 2013-м.
Как вы прокомментируете результаты исследования?
Данные проведенного исследования в очередной раз свидетельствуют, что российский рынок коммерческой недвижимости имеет положительную динамику и стабильно развивается. Рынок торговой недвижимости в регионах окультуривается за счет строительства все большего количества качественных торговых центров. А это, в свою очередь, увеличивает количество рабочих мест на местах, ускоряет приход в эти города крупных российских и международных компаний, создает почву для привлечения все новых и новых инвестиций.
На сегодняшний день российские регионы начинают составлять все большую конкуренцию Москве и Санкт-Петербургу. Пока некоторые инвесторы замыкаются на инвестициях в коммерческую недвижимость этих двух городов, где наблюдается высокая конкуренция, наиболее предприимчивые участники российского рынка недвижимости активно инвестируют в регионы. Эта тенденция также подтверждается исследованием, проведенным компанией «Магазин Магазинов».
Результаты подобных исследований закономерным образом несколько расходятся у различных консультантов – дело в различных методиках и, в первую очередь, в различных критериях классификации объектов. То есть, один и тот же торговый центр в одном исследовании может быть сочтен концептуальным, в другом – нет, что отражается на конечной цифре по обеспеченности качественными торговыми площадями на 1000 человек. Так, в большинстве исследований, в том числе, и в исследованиях группы компаний RRG, Москва скорее замыкает первую десятку российских городов по этому показателю, а не находится в середине, как в рассматриваемом исследовании. Кроме того, стоит отметить, что лидер по обеспеченности торговыми площадями – это Краснодар, где показатель приближается к 900 кв. м. на 1000 человек. Хотя понятно, что город, вероятно, не вошел в исследование, так как не является миллионником.
Забавно, что рейтинг замыкает Казань – город, в свое время ставший эталонным примером перенасыщенности торговыми площадями. К 1000-летию города (2005 г) было построено такое количество концептуальных ТЦ, что до конца 2000-х Казань однозначно не рассматривалась как город для строительства новых торговых объектов. В то же время, постепенно показатель обеспеченности приходил в норму – какие-то объекты закрывались, какие-то устаревали, и в результате сегодня у города есть потенциал для нового развития.
Все же, как один из основных комментариев стоит отметить, что именно Москва остается на сегодня наиболее привлекательным рынком для развития новых торговых проектов - общий потенциал для роста рынка составляет порядка 2,5 млн. кв.м. в различных форматах. Кроме того, не менее четверти московских кластеров до сих пор не имеют концептуальных торговых объектов.