Более половины из этих квадратных метров введены в городах, пре проживает менее 1 млн. человек. 21% из этих 800 тыс. кв.м. приходится на северную столицу, 14% - на города-миллионники, 10% - на Москву и Подмосковье. Площадь всех функционирующих в стране торговых центров составяет 16 млн кв. м.
Эксперты в своих прогнозах на 2014 год весьма оптимистичны. По словам начальника отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle Татьяны Ключинской, девелоперы планируют ввести около 2 млн кв. м, из них половина в столице и в Подмосковье. В последнем квартале 2014 года введутся в эксплуатацию около 600 тыс. кв. м. новых торговых площадей.
В третьем квартале 2013 года девелоперы считали, что в ближайшее время рынок торговой недвижимости столкнется в лучшем случае со стагнацией, в худшем – начнется спад. Дело в том, что власти пересмотрели налоги для владельцев торговых центров. С 2014 года налог на имущество, который ранее составлял 2,2% от балансовой стоимости недвижимости, для девелоперов торгцентров с площадью более 5 тыс. кв. м. заменен налогом на офисно-торговую недвижимость. Этот налог будут рассчитывать по кадастровой стоимости. Ставка налога в Москве в этом году составит 1,5%, в следующем — 1,7%, с 2016 года и далее - 2%. Для других российских субъектов установлены пороги — 1%, 1,5% и 2% соответственно. Кроме этого в Москве вырастет цена аренды земли, которая рассчитывается на базе кадастровой стоимости. Рост стоимости земли в 2014 году может составить 10%.
Сейчас участники рынка оценивают ситуацию по-другому. Ольга Ясько, директор отдела исследований Knight Frank, уверена, что изменения в налоговом законодательстве существенно не повлияют на темпы строительства. Михаил Кирсанов, президент "Торгового квартала", говорит, что балансовая стоимость новых центров торговли практически равна кадастровой, потому что в расходах еще не учтена амортизация. Первый вице-президент "ТПС-Недвижимость" Алексей Чиналиев утверждает, что доля налога в расходах увеличится с 30% до 50%. "Эти затраты в итоге будут переложены на арендатора, а потом на потребителя",— говорит он.
Тем временем, инвесторы насторожены. "При увеличении налогов снижается чистый операционный доход и увеличивается срок окупаемости торгового центра",— объясняет Александр Артемов, управляющий директор RB Invest. По его мнению, чтобы компенсировать рост налоговых платежей, собственникам нужно увеличить выручку на 7%.