Поправками предусмотрено изменение периодичности проведения плановых проверок, а также установлены основания проведения плановых и внеплановых проверок.
Таковыми будут являться истечение одного года с даты выдачи разрешения на строительство либо истечение года с даты окончания последней проверки, неисполнение застройщиком предписания об устранении нарушений, выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности и бухгалтерской отчетности признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве, а также обращение граждан. Подчеркивается, что предварительное уведомление проверяемого лица не допускается.
Плановая проверка с периодичностью один раз в год – это нормально. Однако для застройщика важно, чтобы количество внеплановых проверок также было ограничено и четко зафиксировано законом, равно как и порядок проведения таких проверок, объект и предмет проверки, права и обязанности застройщика и контролирующих органов. Частые внеплановые проверки, например, по фактам обращения граждан могут негативно влиять на текущую хозяйственную деятельность застройщика. В этом случае отвлекаются ресурсы на урегулирование требований и предписаний, создается негативный информационный фон. Поэтому желательно более четко зафиксировать основания таких проверок.
К сожалению, отдельные случаи появления обманутых дольщиков фиксируются до сих пор – это означает, что у системы контроля за рынком жилищного строительства еще есть потенциал для совершенствования. ГК «СУ-155» приветствует любые меры по защите прав соинвесторов.
Вместе с тем, мы надеемся, что при реализации поправок удастся избежать формального подхода исполнителей, когда из-за неправильной «закорючки» будут парализованы стройки. Только взвешенное применение законов позволит избавить рынок от недобросовестных строителей, не повлияв отрицательно на работу добросовестных компаний.
Необходимость данных нововведений назрела давно. До принятия поправок надзорные органы могли проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года. Но многоквартирный дом возводится, в среднем, за 1,5-2 года. Соответственно, застройщик вообще мог избежать подобной ревизии. Новый законопроект отлично «вписывается» в политику властей, направленную на снижение количества обманутых дольщиков, так как он позволяет более эффективно защищать участников долевого строительства от действий недобросовестных девелоперов.
Тем не менее, есть в принятых поправках определенные моменты, которые нельзя оценить однозначно. В частности, законопроект устанавливает широкий перечень оснований для проведения внеплановых поверок. Среди них – поступление обращений от граждан и юрлиц о фактах нарушения застройщиком обязательных требований действующего законодательства. Данное основание существенно расширяет возможности надзорных органов. При наличии любой информации о нарушении они смогут провести внеплановую проверку независимо от того, насколько существенным оно было и повлекло ли за собой негативные последствия.