Каким должен быть центр современного мегаполиса, чтобы это было экономически выгодно? Правильным ли путем развивается бесспорно обладающая большим потенциалом и инвестиционной привлекательностью российская столица?
Согласно данным аналитического центра «ЛИК ПРО», 84% россиян, считают, что центр города должен быть ориентирован на платежеспособное население – туристов, молодых специалистов, работающих студентов – с развитием кафе, ресторанов, хостелов, коворкингов, креативных пространств, офисов различных форматов.
Мы опросили профессионалов рынка, каким должен быть центр современного мегаполиса?
На этот счет может быть множество мнений. На мой взгляд, в исторически сложившихся городах, центр должен стать архитектурных музеем под открытым небом, сосредоточием культуры (театры, концертные залы, выставочные комплексы), а также местом семейных прогулок и туристических экскурсий.
С развитием информационных технологий нахождение в центре мегаполиса органов власти вовсе не оправдано. Также вовсе не обязательно наличие в центре жилых кварталов или офисных зданий.
На мой взгляд, центр мегаполиса должен быть туристическим и развлекательным. Именно в этих двух сферах люди каждую минуту тратит деньги огромное количество людей, образуя тем самым постоянный «поток» поступлений в бюджет города.
Безусловно, когда мы говорим о туристической отрасли, то подразумевается не только наличие достопримечательностей или выставок, но и отелей, пунктов проката автомобилей, экскурсионных бюро, сувенирных магазинов. В развлекательную сферу я бы также включил рестораны и магазины в формате «стрит-ритейл», ориентированные на спонтанные покупки.
Что касается деловой активности, то логичнее (в том числе и с точки зрения экономики) все-таки вынести ее в соответствующий кластер. Другое дело, что есть еще исторически сложившиеся привычки и традиции. Так, несмотря на огромное количество бизнес-центров всех классов, построенных в самых разных районах Москвы, наиболее востребованным остается центр. И в ближайшее время я не вижу предпосылок к кардинальному изменению ситуации. Метро было и остается самым удобным транспортом, а центр – пересечением всех его линий.
Большой современный город, безусловно, должен быть децентрализованным. Сверхконцентрация учреждений, коммерческих объектов и, как следствие, населения в центре – это наследие ушедших эпох, когда все города развивались вширь. На мой взгляд, наиболее оптимальным решением было бы создание нескольких профильных городских точек притяжения. К примеру, в центре можно сохранить главные государственно-политические учреждения и культурные объекты, а бизнес-активность сконцентрировать в нескольких периферийных по отношению к центру районах, вокруг которых должно быть развито жилое строительство и продуманное благоустройство территорий. Однако нужно понимать, что экономика крупного города складывается не только из разумной территориальной структуры, но и диверсификации отраслей. Если в мегаполисе развита только сфера услуг, то диспропорций в размещении деловых и жилых районов не избежать – все будут жить в одних районах, а ездить на работу и покупками – в другой. Поэтому в современном мегаполисе все же должно быть место для высокотехнологичного и экологически безвредного производства.
На мой взгляд, у современного мегаполиса не должно быть одного центра. Напротив, в крупном городе необходимо несколько точек роста, и желательно географически разбросанных. Иными словами, из десятков районов города нужно как минимум пять автономных. Каждый из них должен включать в себя деловой (офисы, гостиницы и рестораны), культурный (кино, театры, музеи), рекреационный (бульвар, парк, набережная) центры. Убежден, что градостроительной политике необходимо уходить от чрезмерной концентрации социальной жизни в одной точке. Когда все деловое время и культурный досуг сосредоточен в одном месте, это приводит к неоправданному удорожанию услуг и товаров в данной локации и деградации аналогичной инфраструктуры на окраинах. Особенно необходима децентрализация Москве. Полагаю, современные проекты комплексного освоения бывших промзон могли бы стать новыми автономными центрами притяжения. В частности, в рамках проекта «Кварталы 21/19» мы не только создаем новый жилой район, но и уникальный бульвар протяженностью 1 км, коммерческий центр у станции метро «Стахановская» и социальную инфраструктуру. Недалеко от нас идет модернизация предприятия «ВНИИМЕТМАШ», которое через несколько лет даст району 2 тыс. рабочих мест в инновационной отрасли. То есть мы стремимся к тому, чтобы жизнь покупателей квартир в нашем ЖК не зависела от поездок в центр. Для этого необходимы автономные точки роста.
Полагаю, что центр мегаполиса, особенно если речь идет об историческом городе, должен быть в своем роде огромным музеем под открытым небом, где сосредоточена исключительно культурная и развлекательная жизнь. Соответственно, здесь необходимо ограничить строительство новых объектов (жилых или коммерческих), а также предотвратить разрушение или реконструкцию исторических памятников. Что касается крупнейших узлов деловой жизни, а также новых районов комплексной жилищной застройки, то они должны образовывать пояс вокруг исторического центра (в районе ТТК и дальше в сторону МКАД). Такая политика позволит сохранить культурное наследие в центральной части столицы, освободит ее от излишней транспортной нагрузки, перенесет бизнес-активность ближе к тем районам, где сейчас проживают люди, фактически с ней связанные. Уже сейчас мы наблюдаем развитие городского планирования по этому сценарию: в частности, за пределами центра все чаще появляются удобные жилые комплексы премиум-класса (такие как «Квартал Триумфальный»), которые лучше подходят для жизни, чем элитные квартиры в морально устаревшем жилом фонде ЦАО. Полагаю, со временем в этот же пояс переместится и деловая жизнь города, особенно по мере развития территорий, прилегающих к МЦК.
Центр современного мегаполиса должен быть пешеходным (только общественный транспорт), культурным, парковым, спортивным, досуговым, торговым, туристическим, познавательным, интересным, красивым. Чем больше территория центра и чем больше он предназначен для людей, тем больше горожан и приезжих выкладывают свои деньги. Снижение автомобильного трафика и отсутствие производства в центре уменьшает износ города и затраты на ремонт и содержание, улучшает экологию и здоровье горожан. Место работы рядом с домом, ближе к своему "спальному району", снижает затраты времени и ресурсов на дорогу, повышается производительность труда и результативность любой деятельности. Растёт применение новых технологий (интернет-технологий, технических решений).
На мой взгляд, центр современного города должен быть сосредоточением предпринимателей, банков и иных учреждений вовлеченных в бизнес процессы. Все производство должно находится за городом или в пригороде, для удобства отгрузки товара и отправки его в регионы. Также центр города должен обладать хорошей транспортной доступностью, иметь большое кол-во парковочных мест, грамотные подъездные пути, множество вариантов общественного транспорта. Распутать сейчас этот клубок непросто. Гораздо проще строить новые города как например Иннополис.