В 2016 году на российский рынок выйдет 2,87 млн кв. м торговых площадей, что станет абсолютным рекордом, следует из прогноза Knight Frank. Большая часть новых площадей - 1,8 млн кв. м - придется на регионы.
При этом рекордные показатели ввода торговых площадей происходят на фоне снижения финансовых показателей девелоперов и покупательской способности населения и связаны именно с кризисными явлениями. Местные девелоперы наряду с готовностью к повышенному риску зачастую обладают инертными и малоопытными командами – в результате амбициозные не заканчиваются в сроки, и в кризис их проще достроить, чем заморозить.
В первом полугодии 2016 г. в регионах было введено в эксплуатацию 18 качественных торговых центров суммарной торговой площадью 541 600 кв. м (GBA - 922 400 кв. м), что на 30% больше, чем в первом полугодии 2015 г., когда на рынок вышло 22 объекта общей торговой площадью 392 000 кв. м.
В III квартале ожидается, что показатель ввода торговых площадей в России (GBA) преодолеет отметку в 40 млн кв. м. Сегодня суммарное предложение достигло 39,8 млн кв. м (GLA - 24,2 млн кв. м). При этом на долю региональных городов приходится около 60% всех качественных торговых площадей в России - 22,4 млн кв. м (GLA – 14,5 млн кв. м).
Пока речь идет лишь о прогнозах по вводу в эксплуатацию. Фактические результаты могут оказаться гораздо ниже. Впрочем, даже прогнозы свидетельствуют о множестве проектов в высокой стадии готовности. Видимо, как и в сфере жилищного строительства, пока мы может видеть результаты докризисного периода. Многие объекты были начаты еще до начала острой стадии кризиса и сейчас они на завершающей стадии реализации. Хотя, конечно, сейчас далеко не самое подходящее время для ввода в эксплуатацию новых торговых площадей.
Наиболее показательным в этом плане являются результаты по Москве – крупнейшему торговому центру РФ. За первый квартал 2016 года в городе не было введено ни одного объекта торговой недвижимости. Средняя посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге в первом квартале этого года упала на 3,6% и 2,5% соответственно. В регионах, судя по всему, ситуация не лучше. Цены продолжают расти, реальные доходы граждан снижаются, на рынке полноценный потребительский кризис. В этих условиях, конечно, введение в строй новых объектов торговой недвижимости не выглядит уместным. Но поскольку многие проекты дешевле закончить, чем замораживать, в этом году действительно может состояться рекорд по введению в эксплуатацию торговых площадей.
Учитывая падение общие проблемы потребительского рынка, можно предположить, что уже со следующего года может образоваться серьезный провал по строительству торговых центров. Рынок будет ждать заполнения действующих и вводящихся в эксплуатацию торговых центров, что значительно сократит объемы строительства новых объектов.