В июне 2016 года Госдума в первом чтении рассмотрит правительственный документ о государственной кадастровой оценке. В преддверии обсуждения свою оценку документу дал Комитет ГД по земельным отношениям. Ее члены заключили, что законопроект не решает проблем собственников недвижимости.
В Комитете полагают, что норма закона не способна защитить граждан и компании от скачка налогов на землю и жилье. Сверх того, она сократит возможности собственников недвижимости на оспаривание кадастровой стоимости. В заключении депутатов, пишет РБК, указывается на наличие противоречий в положениях законопроекта.
Во-первых, норма закона не унифицирует периодичность кадастровой оценки, что было ранее поручено президентом РФ Владимиром Путиным. Документ предлагает несколько сроков проведения оценки: не чаще 1го раза в 3 года и не реже 1го раза в 5 лет, а в городах федерального значения – не чаще 1го раза в 2 года. В комитете считают целесообразным проводить оценку один раз в пять лет.
Во-вторых, в документе не описывается методика проведения кадастровой оценки, хотя она и названа ключевым принципом работы в данном направлении. В-третьих, в проект закона не включены положения об ответственности органов за результаты проведения государственной кадастровой оценки.
Более того, из документа исключена норма, позволяющая гражданину/компании оспорить кадастровую оценку государственного оценщика из-за недостоверности данных о недвижимости. Эксперты полагают, что это снижает правовые гарантии собственников недвижимого имущества.
Существует ли риск роста налогов на имущество после принятия законопроекта о государственной кадастровой оценке в нынешнем виде?
Безусловно, риск роста имущественных налогов существует. Но уверенно сказать, что принятие законопроекта в его нынешнем виде однозначно приведет к росту налогового бремени нельзя, т.к. он предполагает принятие подзаконных актов, которыми должны быть утверждены собственно методики определения кадастровой стоимости и индексов недвижимости, которые и покажут, как будет определяться налоговая база.
Представляется, что дело не столько в том, увеличится или нет сумма налога, а том, насколько она обоснована, справедлива, понятно и прозрачно определена. Если собственник видит, что кадастровая стоимость существенно отличается от той, что он видит на рынке, отличается от аналогичных объектов, то, естественно, возникает недовольство. Поэтому вопрос скорее стоит о том, насколько предлагаемый законопроект направлен на то, чтобы сделать кадастровую стоимость обоснованной, справедливой и понятной налогоплательщикам. И вот по этим критериям, надо отдать должное депутатам, они поставили этому законопроекту фактически «неуд», во многом повторив аргументы критиков этого законопроекта, хотя и рекомендовали принять его в первом чтении.
Ведь, по большому счету, этот законопроект практически сохраняет прежний порядок проведения кадастровой оценки, в котором функции независимых оценщиков (в части оценки) и органов кадастрового учета (в части определения стоимости между турами оценки) переданы государственным бюджетным учреждениям (ГБУ) субъектов РФ, а функции СРО оценщиков (в части проверки результатов) – уполномоченному федеральному органу (сейчас – Росреестр).
Конечно, при таких обстоятельствах, может быть все, что угодно. Представляется, что велика вероятность того, что ко второму чтению будет подготовлен фактически новый законопроект. Но приведет ли его принятие к тому, что имущественные налоги станут более обоснованными, а процедура определения кадастровой стоимости – прозрачной, остается пока под вопросом.
Существует ли риск роста налогов на имущество после принятия законопроекта о государственной кадастровой оценке в нынешнем виде?
Риск увеличения налоговой нагрузки на собственников недвижимого имущества, конечно, вырастет.
На природу кадастровой стоимости есть 2 взгляда. Первый - как на эквивалент рыночной стоимости. Второй - как на объект налогообложения, который уменьшает или увеличивает бюджетные поступления.
Носителями первого являются независимые кадастровые оценщики, которые кадастровую стоимость считают по рынку; второго – местные органы власти, которых волнует наполняемость бюджета, и налогоплательщики - владельцы имущества.
Сейчас в определении кадастровой стоимости участвуют 3 составляющих фактора: 1. налогоплательщики, которые хотят её уменьшить, 2. местные и региональные власти, которые хотят её увеличить, 3. независимые кадастровые оценщики, которые ориентируются на рынок, на справедливую цену.
Если кадастровая оценка будет отдана на откуп государственным оценочным структурам, то существующий баланс факторов, определяющих уровень кадастровой оценки, будет нарушен.
Уровень кадастровой стоимости (и, соответственно, налоговой нагрузки) увеличится, поскольку её определением будет заниматься тот, кто в этом увеличении заинтересован.
Существует ли риск роста налогов на имущество после принятия законопроекта о государственной кадастровой оценке в нынешнем виде?
На мой взгляд, новый законопроект не решает основных проблем изменения базы налогообложения. То есть риски резкого роста налогов для населения остаются, и они вполне реальны. При этом основное изменение закона заключается в том, что он передает оценку из частных рук в руки государственных учреждений. Однако, стоит отметить, что, скорее всего, в закон будет внесено еще очень много изменений перед первым и вторым чтениями, что должно сказаться на итоговой оценке недвижимости.