Законопроект, лишающий права частных игроков проводить кадастровую оценку, был пересмотрен по просьбе предпринимателей. Ныне государственные бюджетные учреждения будут обязаны корректировать кадастровую оценку не только по плану, но и при изменении конъюнктуры на рынке: если цены на недвижимость упадут на 30% со дня последнего пересмотра, власти регионов обязаны скорректировать оценку.
Законопроект предполагает проведение пересмотра оценки каждые 5 лет, но не чаще одного раза в 3 года. Если же индекс цен на недвижимость упадет до определенной черты, государственные учреждения должны будут пересмотреть оценку в сторону понижения, пишут «Ведомости». Корректировка будет производиться каждым регионом в отдельности, в зависимости от рыночных цен.
Эксперты неоднозначно встретили инициативу предпринимателей по внеплановой корректировке. При таком раскладе региональным властям придется тратить бюджетные деньги на переоценку, дабы снизить базу для налога, что для них не оптимально. Возможна ситуация, когда власти будут намеренно утверждать, что индекс цен уменьшился на 29%, а не на 30%, чтобы не проводить переоценку.
По данным Росреестра, в 2015 году комиссии при территориальных органах ведомства рассмотрели более 22 тысячи споров о кадастровой оценке. Из них, 58% были одобрены в пользу заявителей. Кадастровая стоимость же уменьшилась на 27%.
Как Вы оцениваете идею внеплановой коррекции кадастровой стоимости?
Конечно, должна быть возможность пересчета кадастровой стоимости при изменении рыночной стоимости недвижимости. При этом хотелось бы обратить внимание на следующие детали, требующие, на наш взгляд, доработки.
Во-первых, согласно ст. 19 законопроекта внеплановая оценка должна быть проведена в течение 3 месяцев с даты публикации соответствующего индекса недвижимости и никаких исключений из этого правила нет. Сейчас из ст.11 законопроекта следует, что внеплановая оценка не влияет на периодичность государственной кадастровой оценки. Таким образом, может сложиться ситуация, когда индекс упадет на 30%, например, за полгода до новой плановой оценки или уже в ходе ее проведения. В результате кадастровая стоимость может дважды измениться в течение короткого промежутка времени. Видимо, надо такие случаи специально отрегулировать. Например, если принято решение о проведении плановой оценки, внеплановая не производится.
Во-вторых, базой для исчисления всех имущественных налогов является кадастровая стоимость на 1 января. Если индекс упал на 30% по итогам первого квартала и в течение второго провели внеплановую оценку, то все равно придется весь год платить по кадастровой стоимости, определенной до внепланового пересчета, т.к. никаких особенностей применения кадастровой стоимости, определенной по итогам внеплановой оценки, ст. 18 законопроекта не предусмотрено. Наверное, для данного случая должно быть сделано исключение, но в законопроекте, внесенном в ГД, каких-либо изменений в соответствующие главы НК РФ не содержится.
В-третьих, проведение государственной кадастровой оценки достаточно дорогое удовольствие. Следовательно, у бюджетного учреждения для проведения внеплановой оценки должны быть дополнительные средства.
Без решения этих проблем внеплановая оценка во многом теряет смысл.
Как Вы оцениваете идею внеплановой коррекции кадастровой стоимости?
Не вижу смысла монополизировать право оценки кадастровой стоимости. Да, есть множество примеров, когда собственники, прибегая к услугам частных оценщиков, оспаривали кадастровую стоимость и в итоге добивались снижения налогов. Возможно, власти сомневаются в объективности подобной переоценки и считают ее заниженной. Однако это не соответствует действительности. Все оценщики работают по специальным утвержденным методикам. Кроме того, каждый отчет об оценке кадастровой стоимости на тот или иной объект недвижимости рассматривается в суде в индивидуальном порядке – каждый раз частный оценщик доказывает в суде обоснованность новой кадастровой стоимости объекта. При выявлении мошенничества оценщик несет уголовную ответственность.
На мой взгляд, передача права оценки кадастровой стоимости недвижимости специальным бюджетным учреждениям направлена на увеличение налоговых поступлений от граждан. Есть как минимум несколько минусов этого решения. Во-первых, не известны тарифы на услуги. Не секрет, что любая монополия, пусть даже государственная, ведет к повышению стоимости на услуги. Да, государство от этого только выиграет. Однако пострадают простые граждане, желающие пересмотреть налог на имущество, предприниматели, оптимизирующие расходы на бизнес и пр. Во-вторых, не исключено, что на оценку теперь придется тратить значительно больше времени. И снова причина этого – монополия. Тогда как частные оценочные компании работают максимально оперативно, госструктура вряд ли будет делать переоценку в максимально короткие сроки. В-третьих, вероятно, наступит кризис в оценочной деятельности, поскольку переоценка кадастровой стоимости зачастую занимает большую долю доходов оценочных компаний.
Таким образом, инициатива внеплановой переоценки кадастровой стоимости объекта имеет смысл, особенно если речь идет о снижении налоговой ставки. Однако для эффективной работы нужно решить как минимум несколько вопросов, среди которых, к примеру, тарифы на государственную переоценку, а также сроки подготовки отчета. Кроме того, нет понимания – если индекс цен на недвижимость не упадет, а, наоборот, увеличится, то будет ли кадастровая стоимость также пересматриваться внепланово? Тогда это приведет к дополнительной финансовой нагрузке, что в условиях снижения реальных доходов населения весьма критично.