Рост объема предложения на первичном рынке в сегменте бизнес-класс аналитики «Метриум Групп» объясняют выходом в первом квартале четырех новых объектов (один - в ЦАО, три – в Северном округе). Между тем, были реализованы последние лоты еще в двух новостройках. Как результат, к концу марта 2016 года объем предложения бизнес-класса составил 12.100 квартир (прирост +1.1%).
Лидером по количеству реализуемых квартир стал СЗАО (17.3%). За ним следуют САО (16%) и ЗАО (14.2%). Структура предложения по типологии практически не изменилась, отмечают аналитики. Больше всего лотов занимали двухкомнатные квартиры – 35.2%; объем трехкомнатных квартир составил 30.2%, однокомнатных квартир и студий – 26.3%. В то же время объем предложения многокомнатных квартир снизился до 8.3% по сравнению с концом 2015 года (9.3%).
Средняя цена 1 кв. метра жилья в сегменте упала на 0.4% по сравнению с декабрем и составила 229.200 рублей. Аналитики «Метриум Групп» подчеркивают, что в I квартале произошло незначительное снижение цен по сравнению с предыдущими кварталами, когда падение в среднем составляло 3%.
По Вашему мнению, каков потенциал у сегмента на II квартал?
По итогам 1 квартала 2016 года первичный рынок жилья бизнес-класса, вопреки ожиданиям, оказался самым устойчивым. В массовом сегменте ценник на новые проекты бьет рекорды почти каждый месяц, в элитном – девелоперы корректируют ценообразование в уже реализуемых комплексах. При этом в бизнес-классе за истекший период 2016 года во многих проектах отмечено сезонное повышение стоимости квартир. Сохранение и даже повышение в ряде проектов цен стало возможно благодаря возросшему в феврале-марте спросу. Во втором квартале, скорее всего, мы увидим традиционное снижение покупательской активности, связанное с длительными майскими праздниками и началом летнего сезона. Принимая во внимание еще и текущую экономическую ситуацию, как минимум следует ожидать расширения скидок и акций. А учитывая предполагаемое увеличение конкуренции за счет выхода на рынок бизнес-класса нескольких анонсированных проектов, имеются все шансы увидеть отрицательную коррекцию среднего уровня цены в сегменте.
Как вы прокомментируете положение дел на московском рынке новостроек бизнес-класса?
Да, по итогам I квартала 2016 года рынок новостроек бизнес- и премиум-класса Москвы пополнился 6 новыми ЖК: Воронцовский парк, Тимирязев парк, Царская площадь, Маяковский, Дом на Душинской, Клубный дом на Таганке. На реализации находилось 11,4 тыс. квартир в жилых комплексах данного класса.
Если говорить о тенденциях, то можно отметить, что в продажу поступили компактные квартиры от 32 кв. метров, что достаточно нетипично для рассматриваемого сегмента. Средняя площадь 1-комнатной квартиры бизнес-класса сократилась с 50 кв. м до 47,5 кв. м.
В первом квартале на рынок новостроек Москвы вышло несколько проектов, в том числе и бизнес-класса по вполне привлекательной для данного сегмента цене: в ЖК «Родной город. Воронцовский парк» (метро «Новые Черемушки») на старте продаж от 150 000 рублей за кв.м. То есть даже сегмент бизнес-класса стал более демократичным для покупателей, что весьма актуально в период низкого платежеспособного спроса.
Во втором квартале также ожидается открытие продаж в новых объектах бизнес-класса и вероятней всего девелоперы предложат покупателям широкой выбор квартир, в том числе и бюджетные студии, ныне весьма популярный формат не только для эконом класса. То есть потенциал у данного сегмента весьма высок. В последнее время активно расширялся сегмент комфорт, и новые предложения более высокого класса в престижных районах столицы по не завышенной цене привлекут внимание покупателей.
По Вашему мнению, каков потенциал у сегмента на II квартал?
Для начала хочу отметить, что приведенные по I кварталу цифры в принципе находятся в пределах статистической погрешности. Незначительное снижение цены обусловлено в первую очередь ранней стадией готовности выводимых на рынок новых проектов.
Так же надо уточнить, что сегодня огромное количество комплексов, позиционирующихся как бизнес-класс, при этом разрыв по цене между отдельными проектами может быть колоссальным. Так что, скажем, жилье комфорт-класса для аналитических расчетов выглядит более объективным и показательным сегментом.
Что же касается бизнес-класса, то, думаю, он продолжит следовать за рынком. Главная особенность сегмента в том, что он наименее подвержен колебаниям, является более устойчивым по ряду причин. В случае дальнейшего развития кризиса существенного падения мы не ожидаем, но и при благоприятных условиях скачкового роста тоже не предвидится.
Как вы прокомментируете положение дел на московском рынке новостроек бизнес-класса?
С начала 2016 года на рынок первичной недвижимости Москвы вышло 12 корпусов, как в новых, так и в уже реализуемых проектах «бизнес-класса». Средняя стоимость квадратного метра снизилась с начала года на 1,1% и составила 257 тыс. рублей. Данное снижение стоимости обосновано несколькими факторами – выходом нового объема предложения жилья по более доступной стоимости на начальном этапе, а также вымыванием небольших площадей, которые имеют более высокую стоимость квадратного метра.
На сегодняшний день предложение жилья в новостройках «бизнес-класса» в основном сосредоточено в двух- и трёхкомнатных квартирах и апартаментах, их доля составляет 29,9% и 27,1% соответственно. Доля однокомнатных жилых площадей - 24,5%, а на 4 и более приходится 18,5%.
В первом полугодии 2016 года спрос на новостройки «бизнес-класса» оставался на стабильном уровне, 42% и 30% которого приходилось на двухкомнатные и трехкомнатные квартиры и апартаменты соответственно, а на однокомнатные и четырехкомнатные – 22% и 6%.