Ввод офисных площадей в Москве по предварительным итогам I квартала 2016 года упал на 68,9% в годовом выражении, следует из данных CBRE.
«В первом квартале к вводу в эксплуатацию ожидается только одно здание класса B в составе офисного комплекса Nagatino iLand площадью 28,2 тысячи квадратных метров, что является самым низким квартальным значением за последние 10 лет», — отмечают в компании.
Ожидается, что в 2016 году в Москве в эксплуатацию будет введено не более 500 тыс. кв. м офисных площадей, что на 40% меньше, чем было введено в эксплуатацию в 2015 году, и почти в три раза меньше, чем в 2014 году.
Как вы прокомментируете низкий показатель ввода офисных площадей в Москве?
Низкий показатель ввода в эксплуатацию офисных площадей, на мой взгляд, связан с текущей экономической ситуацией, при которой девелоперам не выгодно начинать новые проекты. И причин для этого несколько. Во-первых, из-за невыгодных условий по кредитам. В связи с кризисом ставки увеличились. По факту сегодня можно рассчитывать на банковское финансирование примерно под 18% годовых сроком на 2 года. Во-вторых, из-за падения спроса на аренду коммерческих площадей. Доля пустующих площадей в бизнес-центрах класса А и В+ составляет примерно 30-35%, и положительных изменений в ближайшее время не ожидается. Офисы класса В и В- пострадали меньше, здесь уровень вакантности составляет в среднем 15-20%. А данные факторы, в свою очередь, способствуют увеличению сроков окупаемости офисов. Поэтому, на мой взгляд, многие девелоперы решили отложить свои новые проекты до окончания кризиса и восстановления стабильного спроса на коммерческую недвижимость.
Низкий показатель ввода офисных площадей обусловлен экономической ситуацией. Рост спроса на офисные площади ожидаем на этапе подъема экономики. На сегодняшний день предприниматели стремятся сэкономить, в том числе и на аренде, на эксплуатационных расходах. Поэтому, есть спрос на аренду офисов малой площади. Арендаторы небольших офисов с целью опять таки экономии, выбирают класс С. В том числе и эти причины обуславливают достаточно низкие показатели по сравнению с предыдущими периодами.
Кризис приводит к дефициту арендаторов. Зачем вводить новые площади, если эксплуатационные расходы начнутся сразу, а доходов явно не хватит.
Первый квартал сам по себе не лучший период для активного спроса в аренде коммерческой недвижимости, плюс наложение нестабильной экономической ситуации, когда вся страна следила за новостями на нефтяном рынке и курсе доллара - все это факторы, которые привели к снижению ввода новых офисных площадей. Предприниматели стараются экономить на аренде офисов, много компании с успехом сокращают свои офисные площади, переводя рабочие места из офиса домой или на аутсорсинг. Многие строительные компании, понимая что спрос на коммерческую недвижимость резко снизился, приостанавливают свои проекты и придерживаются выжидательной позиции.