Число банкротств среди строительных компаний России в первом полугодии 2015 года достигло 1080 организаций. Это в 1,5 раза больше чем за весь 2014 год, когда было зафиксировано менее 700 компаний-банкротов, следует их данных Рейтингового агентства строительного комплекса.
В 2015 году среди компаний-банкротов числятся 663 строительных организаций, 324 проектных организации и 93 изыскательские компании.
Наибольшую часть обанкротившихся компаний (68%) составляет микро- и малый бизнес. Крупный и средний бизнес реже сталкиваются с проблемами такого характера.
С чем связано резкое увеличение числа обанкротившихся строительных компаний в 2015 году?
Чтобы понять суть наблюдаемых явлений, необходимо разобраться в механизме возникновения в компании такого состояния, как банкротство. Если кратко, то банкротство — это неспособность предприятия расплачиваться по своим долговым обязательствам. Откуда подобные обязательства возникают у застройщиков? Ни для кого не секрет, что строительная сфера относится к разряду капиталоемких и весьма рискованных, особенно в российских реалиях. У многих новых компаний, желающих реализовать себя на строительном рынке, зачастую недостаточно собственных средств для покрытия полного строительного цикла. В этой связи застройщики нередко прибегают к помощи банковских кредитов, которые планируется гасить за счет привлекаемых в проект дольщиков. Поскольку исполнение договорных обязательств перед банками по возврату кредитных средств напрямую зависит от потока покупателей, готовых инвестировать в проект, резкий спад спроса неминуемо влечет за собой риск банкротства.
Как показывают статистические данные, негативные события в макроэкономике, наблюдавшиеся в конце 2014 - начале 2015 гг., повлекли за собой серьезное снижение покупательского спроса на рынке жилой недвижимости практически во всех городах России. После декабрьского бума продаж застройщики вступили в долгосрочную борьбу за выполнение планов на 2015 г., в основу которой были заложены соблюдение сроков строительства и применение различных мер стимулирования спроса. Так как в кризисный период одно из ключевых опасений покупателей жилья в новостройках связано с возможной приостановкой либо полной заморозкой строительства. Практически весь потребительский поток в 2015 г. рассредоточился по офисам продаж крупных компаний, вызывающих доверие. В результате под ударом оказались как раз мелкие и средние строительные организации, не имеющие внушительного портфолио реализованных объектов и применяющие проектное финансирование. Важно понимать, что у таких застройщиков, как правило, относительно высокая себестоимость строительства, поэтому они весьма ограничены в механизмах ценовой регуляции и не могут наравне конкурировать с лидерами рынка. Что касается проектных и изыскательских компаний, то они, по сути, пострадали по той же причине — из-за сокращения клиентского потока. В условиях неопределенности рынка большинство застройщиков отложило свои планы по освоению имеющихся участков и покупке новых на неопределенный срок, поэтому проектировщики попросту остались без заказов.
Стоит отметить, что, несмотря на значительный рост числа банкротов среди строительных компаний в 2015 г., в целом отрасль проходит текущий кризис намного легче, чем это было в 2008-2009 гг.
В условиях кризиса аналитика рынка и понимание потребительских предпочтений приобретает особую значимость. Компания "Этажи" является одним из лидеров в сфере консалтинга и аналитики по рынку недвижимости в Уральском федеральном округе. Аналитическое подразделение проводит широкий перечень исследований: конкурентный анализ; оценку емкости рынка; выявление потребительских предпочтений; разработку концепций жилых комплексов; определение узнаваемости брендов застройщиков и лояльности к ним. За годы работы в сфере консалтинга и аналитики компания зарекомендовала себя в качестве надежного партнера и выполнила десятки заказов для крупных российских застройщиков, банков и международных консалтинговых компаний.