С целью эффективной реализации программы «Жилье для российской семьи» Минстрой подготовил поправки в постановление правительства от 5 мая 2014 года. В частности, ведомство предлагает несколько «усовершенствований», сообщает «Коммерсант.ru».
Во-первых, по мнению Минстроя, круг потенциальных участников программы должен быть расширен, а определять критерии для получения жилья на льготных условиях (-20% среднерыночной цены) должны регионы. Во-вторых, чиновники считают необходимым возводить новостройки в рамках программы без централизованного подключения к коммунальным сетям, а обязанность компенсировать девелоперам стоимость подключения к инфраструктуре делегировать Фонду РЖС.
В рамках программы государство планирует построить до 2017 года 25 млн кв. м жилья экономкласса. В Минстрое сообщают, что к концу апреля в программу вступили 65 регионов и заключены соглашения на ввод в эксплуатацию 19.1 млн кв. м недвижимости.
На данный момент критерии отбора в «Жилье для российской семьи» довольно строги. Право на льготную недвижимость имеют многодетные семьи, ветераны боевых действий, семьи с небольшим совокупным месячным доходом, граждане с жилплощадью не более 18 кв. м на одного человека, а также граждане, проживающие в непригодных для жилья, аварийных домах.
В Минстрое рассказали «Коммерсанту», что, согласно поправкам, регионы смогут самостоятельно расширять список участников гражданами с приоритетными для них специальностями и профессиями, с определенным социальным статусом или же тех, кто уже участвует в других льготных программах (например, государственное субсидирование). По мнению ведомства, это стимулирует застройщиков в непростых экономических условиях и поспособствует реализации проекта.
Поможет ли расширение круга потенциальных участников программы повысить спрос на доступное жилье? Достаточно ли 20%-ной «скидки» среднерыночной цены жилья для привлечения клиентов?
Безусловно, расширение круга потенциальных участников программы «Жилье для российской семьи» повысит спрос на доступное жилье. Особенно важно, что регионы смогут самостоятельно определять категории граждан, а том числе, определенных профессий. Вероятно, именно за счет индивидуального подхода в каждой области и республике удастся успешно реализовать всю программу в целом.
Что касается дисконта в 20% от среднерыночной стоимости квадратного метра, то, безусловно, это большая скидка. Отдельно следует отметить, что в крупных городах речь идет о еще более значительном дисконте. Согласно условиям программы «Жилье для российской семьи» стоимость квадратного метра должна быть до 35 тыс. рублей, но не более 80% рыночной цены в регионе. В итоге, в крупных развитых областях, где стоимость метра значительно превышает 35 тыс. рублей, скидка на доступное жилье достирает 50% и более. Таким образом, дисконт в 20% получают только регионы с невысокой среднерыночной ценой на недвижимость. Тем не менее, даже такая скидка – это значительная поддержка для семей, которые нуждаются в улучшении своих жилищных условий.
Кроме того, это и поддержка девелоперов в кризис. В прошлый кризис 2008 года участие девелоперов именно в таких программах, как строительство жилья для военных или регионов помогло многим игрокам остаться на плаву и пережить сложные времена. Когда строишь жилье по таким ценам, то речь идет не о заработке, а том, чтобы загрузить строительные мощности, сохранить команду и остаться на плаву.
По Вашему мнению, поможет ли расширение круга потенциальных участников программы повысить спрос на доступное жилье?
Жесткие критерии, заданные программой в 2012 году не самым лучшим образом отразились на спросе, так как многие семьи желающие принять участие в программе уже на ознакомительном этапе просто опускали руки. Безусловно, смягчив первоначальные жесткие критерии и расширив круг потенциальных участников, должен вырасти и спрос.
Достаточно ли 20%-ной «скидки» среднерыночной цены жилья для привлечения клиентов?
К сожалению, здесь я не могу дать однозначного ответа, но оговорюсь, что не для всех категорий, имеющих право принимать участие в программе, данная "скидка" будет достаточной. На мой взгляд, "скидка" должна рассчитываться индивидуально для каждой категории граждан, но не менее 20% среднерыночной цены жилья, такой подход позволит дополнительно стимулировать спрос.
По Вашему мнению, поможет ли расширение круга потенциальных участников программы повысить спрос на доступное жилье?
– Не очень понятно, как возник дефицит спроса, если количество уже участвующих в программе – 460 тысяч семей. Если предположить, что каждую из этих семей необходимо наделить типовой «двушкой» площадью 52 кв. метра, это порядка 23,9 млн кв. метров жилья. Если построят только 19 млн кв. метров, возникнет дефицит продукта, а не спроса на него.
Так что, скорее всего, проблема не в недостатке спроса, а в нежелании застройщиков участвовать в этой программе. Основное препятствие – земельные участки, которые, как правило, находятся у застройщиков или в собственности, или в долгосрочной аренде. В Подмосковье, например, средняя цена 1 кв. метра в новостройках – порядка 80 тыс. руб. Строить жилье с ценой метра 35 тыс. руб. в заданных условиях нерентабельно: для этого требуются серьезные меры поддержки, такие как бесплатные участки, подключение к сетям, снижение нагрузки по социальной инфраструктуре. При этом очевидно, что это будет жилье, расположенное на значительном удалении от МКАД, то есть за 50-м километром.
Также можно отметить, что для многих регионов и 35 000 руб. за 1 кв. м жилья достаточно большая цифра. По данным Росстата, в марте 2015 г. среднемесячная начисленная зарплата в стране составила около 33 000 руб. При этом на оплату товаров и услуг уходит около 76% доходов домохозяйств (по данным Росстата на март 2015 г.). То есть на семью из 3-х человек, состоящую из 2-х работающих родителей и 1 ребенка, совокупный доход составит 66 000 руб., но 50 000 руб. уходит на проживание. И это без учета обязательных расходов и платежей.
Поэтому вопрос стоит острый не столько со спросом на доступное жилье, сколько с уровнем доходов населения. Тем более, что речь идет о наиболее незащищенных слоях населения, нуждающихся в доступном жилье. При существующем очевидном расслоении населения по уровню доходов (например, средняя зарплата чиновников составляет 110 000 руб. против 33 000 руб. по стране в целом), уровень платежеспособного спроса на доступное жилье меньше, чем планируется строить по принятой госпрограмме.