Хозяева многомиллиардного бизнеса, топ-менеджеры транснациональных корпораций, министры и губернаторы — все эти люди могут подтвердить, что внимательное отношение к своему рабочему гардеробу является одним из ключевых факторов успеха. О книге нельзя судить по обложке — зато по внешнему виду человека неизбежно выносится суждение о том, как серьезно он относится к своему занятию и насколько уважает своих партнеров. Безупречно деловой вид ассоциируется у всех с профессионализмом и благонадежностью, и именно поэтому у компаний сферы финансов, юриспруденции, бизнес-консалтинга есть и всегда будет свой набор инструкций о том, как следует выглядеть в офисе и на деловой встрече. Да, дресс-код устанавливает довольно узкие рамки того, как следует одеваться, но соответствие этим стандартам может дать вам огромное преимущество.
Прежде всего нужно понять, что существует несколько видов офисного дресс-кода. Самые жесткие ограничения у формального стиля — его обычно придерживаются работники финансовых учреждений, юристы и адвокаты. В корпоративных инструкциях фирмы прописывается не только форма одежды, но и прическа, маникюр и т.д. Даже если строгих письменных указаний на это нет, формальный дресс-код обязателен на официальных переговорах, встречах с vip-клиентами, на заседаниях совета директоров, собрании правления. Он также незаменим на серьезных собеседованиях. Мужчина, одевающийся в формальном стиле, выбирает темный синий или серый костюм, белую или светло-голубую сорочку, темные туфли, безупречный неброский галстук. На сорочке могут быть едва различимые синие или голубые полоски, клетка — исключена.
Неформальный деловой дресс-код допустим, когда у сотрудника не запланировано важных встреч или переговоров. При этом важно осознавать, что стиль одежды должен по-прежнему оставаться деловым и не давать слишком много послаблений. Костюм может быть уже не темным, а светлым, допускается появление коричневого цвета. Сорочка, напротив, может стать темнее — например, не классической голубой, а синей. Ярче становится и галстук — на нем могут появиться необычные узоры и изображения. В последнее время во многих офисах по пятницам стал допустимым dress down — строгость требований к внешнему виду снижается на один уровень. Так, если с понедельника по четверг менеджеры фирмы придерживаются самых жестких рамок, в пятницу они могут немного расслабиться, одевшись в неформальном деловом стиле. Если всю неделю сотрудники могут ходить в офис в светлых костюмах и ярких рубашках, в пятницу им позволяется и вовсе прийти в офис в классических джинсах. В первом случае мы говорим о «деловой» пятнице, во втором – о «свободной».
Очень важно понимать разницу между ними, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. И всегда помните: наступление «свободной» пятницы ни в коем случае не означает, что вы можете надеть на работу рваные джинсы или растянутую футболку!
Обязательно учитывайте ошибки многих партнеров известных компаний — не позволяйте себе расслабиться, достигнув определенной карьерной ступени. Чем выше вы забираетесь, тем важнее то, какое впечатление вы производите на людей. Человек в потертых джинсах и мягком пиджаке, презентующий перспективную идею, покажется партнерам гораздо менее убедительным, чем его конкурент в хорошо сидящем костюме. Мнение о вас на 90% складывается в первые несколько секунд. Более того, специалисты утверждают, что впечатление о любом человеке на 70% зависит от того, как он выглядит, на 25% — от того, как он говорит, и на 5% — от того, что именно он говорит. Вы не добьетесь желаемого одними только аргументами, если вашего собеседника оттолкнут или не впечатлят ваш внешний вид, манера речи и язык тела.
Замечателен тот факт, что вам не нужно ничего изобретать для того, чтобы успешно вписаться в компанию профессионалов. Все уже придумано до вас, ведь дресс-код — это действительно код, универсальный шифр, который позволяет людям определенного круга безошибочно узнавать друг друга. Безупречный деловой образ — своеобразное послание, которое считывают ваши коллеги, начальники и партнеры. Только убедившись после этого считывания в том, что вы действительно достойны внимания, они начинают вас слушать.
Вникнув во все тонкости корпоративных правил в области дресс-кода, обязательно проверьте, получается ли у вас производить нужное впечатление в вашей одежде. Может получиться так, что ваш дорогой, но плохо сидящий пиджак придает вам не серьезный, как убеждал вас консультант в магазине, а забавный или даже глуповатый вид. Существует несколько видов тренингов и тестов, которые позволяют узнать, что о вас думают окружающие. Например, такой: несколько плохо знакомых друг с другом коллег садятся за стол, и пишут три первые ассоциации, которые приходят им в голову при виде соседа. Затем записками обмениваются, и каждый участник узнает, как он выглядит со стороны. Лучше всего нужно проводить этот тренинг с незнакомыми людьми.
Итак, стандарты делового стиля могут быть достаточно жесткими и не давать массу возможностей для демонстрации вашей неординарности. А вот отражать индивидуальность своего хозяина костюм не только может, но и должен. Прежде всего он должен учитывать особенности вашей фигуры и скрывать ее недостатки. Хороший костюм дорого выглядит, сидит как влитой и не привлекает к себе слишком много внимания. Важно также правильно подобрать цветовую гамму, учитывая оттенок вашей кожи, волос и глаз. Проявить свою фантазию и даже похулиганить вы можете при выборе подкладочной ткани для пиджака. Завершающий акцент можно сделать на манжете вашей сорочки — закажите вышитую монограмму из своих инициалов.
Так как же составить максимально эффективный гардероб? Вы не ошибетесь, если сошьете по своим индивидуальным меркам костюм из тонкой качественной шерсти или кашемира. Выберите подходящий оттенок темно-синего цвета — в большинстве стран он ассоциируется с деловым стилем. Еще один важнейший элемент делового гардероба — серые брюки, которые обладают потрясающей способностью сочетаться с любым верхом и любой обувью. Для того, чтобы ежедневно создавать новый образ, вам не потребуется большое количество брюк — важнее разнообразить свой арсенал пиджаков, джемперов и сорочек. Соотношение «верха» и «низа» в гардеробе должно составлять 80% к 20%. Лучше, когда в нем преобладают предметы базового классического стиля — эффективный гардероб состоит из них примерно на две трети. Оставшаяся треть отводится для модных вещей, а необычных моделей из новейших коллекций лучше покупать совсем немного.
Помните о важности аксессуаров. Ваши запонки, часы, очки могут рассказать о своем владельце очень многое. Проследите, чтобы они не кричали о том, что вам хочется продемонстрировать всему миру свое богатство. Задача аксессуаров в первую очередь в том, чтобы выгодно подчеркнуть ваш стиль.
Зачастую карьерный рост невозможен без пересмотра гардероба. Постарайтесь серьезно отнестись к созданию своего делового имиджа, не ленитесь потратить время и деньги на то, чтобы подобрать идеально подходящий вам образ — так вы сделаете важнейшую инвестицию в собственный успех.