Самообразование не слишком востребовано среди российских граждан. К такому выводу пришли аналитики ВШЭ, опираясь на результаты исследования. Данные опроса показали, что только каждый пятый респондент в возрасте 25-64 лет занимается самообразованием. По этому показателю РФ находится на предпоследнем месте среди европейских стран.
Первое место в рейтинге занимает Швеция, где 84% граждан занимаются самообразованием. За ней следует Австрия (76%), а также Германия и Франция (более 52%). Последнее место досталось Румынии, где только 18% опрошенных ответили утвердительно на вопрос о самообразовании.
Низкие показатели по уровню самообразования аналитики объясняют условиями рынка труда в России, а также особенностями системы образования. Наиболее охотно занимаются самообразованием обеспеченные люди и молодежь. Люди старше 55 лет не проявляют активности в получении дополнительного образования, ввиду снижения активности на рынке труда.
Между тем, исследование показало, что РФ – среди лидеров по формальному образованию; 8% респондентов заявили о получении дополнительных знаний в официальных образовательных учреждениях, передают данные ВШЭ "Известия". На первом месте по этому показателю находится Великобритания (15%).
По Вашему мнению, помогает ли самообразование соискателям найти достойную работу в РФ?
- Для профессионального роста соискателям самообразование необходимо – сегодня даже и без дополнительных затрат или за умеренные деньги доступно большое количество образовательных ресурсов и форматов, и это касается многих специальностей. Курсы и тренинги лучше указывать в резюме, но после основного вуза и полученной квалификации. Условие одно - они должны соответствовать позиции, на которую Вы претендуете.
Последние три года мы все же видим желание работодателей принять на работу «готового» специалиста, который, кстати, сможет выполнять задачи на стыке профессий (к основным навыкам и компетенциям добавляется, например, аналитическая функция, Digital и т.п.).
Насколько распространена практика предоставления возможности обучаться на рабочем месте среди российских работодателей?
- Оптимизируя бюджеты после кризисов 2008 и 2014 года, компании значительно урезали расходы на обучение сотрудников. С одной стороны, были сокращены внешние образовательные программы – с другой стороны, практика корпоративного обучения внутри компании только выросла. Как правило, внешнее обучение для руководителей высшего звена и ключевых специалистов в крупных компаниях сохранилось (MBA, длительные профильные офлайн курсы).
По Вашему мнению, помогает ли самообразование соискателям найти достойную работу в РФ? Насколько распространена практика предоставления возможности обучаться на рабочем месте среди российских работодателей?
Конечно, помогает! Не важно, на какую должность претендует кандидат, будь то линейный специалист или ТОП руководитель - тот факт, что человек занимается самообразованием, всегда будет в плюс ему. Как показывает практика, в большинстве компаний (имею в виду российские) работодатели, чтобы не нанимать толпы людей под разные задачи, нанимают специалистов из разряда "и швец, и жнец, и на дуде игрец".
Среди работодателей очень малый процент занимается обучением и развитием персонала. В наше агентство ежедневно поступают запросы на поиск и подбор персонала, но только единицы сообщают, что в их компании проводятся различные тренинги и прочее, чаще всего нужны уже заточенные специалисты. Этим вопросом больше всего занимаются в крупных российских компаниях или иностранных (но у них развитие персонала, как правило, в порядке вещей).
Как Вы прокомментируете результаты исследования ВШЭ? По Вашему мнению, что мешает россиянам заниматься самообразованием?
Учиться и развиваться – это труд. И труд тяжелый. Ведь человек учится не тогда, когда слушает лекции или читает книги. Он действительно учится только тогда, когда сам применяет полученные знания на практике. А это сложно. Сложно бороться с укоренившимися привычками, не всегда все получается хорошо с первого раза. Как и к любому труду, человеку нужна мотивация к обучению. Если есть мотивация внутренняя – человеку интересна сама тема или ему нужны конкретные знания, необходимые для решения какой-то актуальной для него лично задачи. Если внутренней мотивации нет, необходима мотивация внешняя. Для взрослых людей это обычно требования работодателя к повышению квалификации. Но в нашей стране и бизнес не особенно стремится к развитию и применению новых технологий. Многих вполне устраивают проверенные годами методы. Тогда зачем осваивать новые? Зачем учиться? К сожалению, далеко не все понимают, что современный бизнес – как велосипед, если не движется и не едет вперед, то просто падает. Но осознать это можно только на личном опыте, когда упал. Вот тогда мотивация к обучению и появится…