Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов получил обращение депутата ГД Михаила Сердюкова («СР») с предложением рассмотреть возможность корректировки системы тестирования учащихся школ. Законодатель предлагает кроме ЕГЭ, ввести обязательное тестирование уровня интеллектуальных способностей школьников.
Сердюков полагает, что IQ-тест более объективно дает оценку интеллекту ученика, нежели ЕГЭ, и помогает выявить талантливых молодых людей. Более того, депутат предлагает разработать систему преференций при поступлении в высшие учебные заведения для абитуриентов с высоким показателем IQ.
Необходимость во внесении изменений в систему оценивания Сердюков объясняет потребностью в проведении дифференцированных тестов, которые бы позволяли проводить всесторонний анализ возможностей учащихся, а не только оценивать их знания в конкретной науке, пишут «Известия». При успешном запуске IQ-тестирования депутат видит возможность в полной замене ЕГЭ, который, по его мнению, имеет множество недостатков.
Стоит ли проводить обязательное тестирование IQ для выпускников? Может ли данный тест со 100-процентной вероятностью оценить потенциал учащегося?
Обязательное тестирование школьников на IQ вряд ли поможет лучше оценивать учащихся. Результативность обучения зависит не только от способностей ученика, но и его целеустремленности и старательности. На практике наличие высокого IQ не всегда выделяет его обладателей именно высокими показателями. Более того проведение подобного теста является затратным и не демонстрирует необходимой эффективности.
В европейских школах проведение подобного теста для всех учеников считается нецелесообразным и проводится в крайних случаях для детей с плохой успеваемостью для определения выбора методов их дальнейшего обучения. Несомненно, дети с высоким IQ заслуживают особого подхода в обучении, но оценивать их способности лучше на более ранних сроках. В этом случае для развития потенциала рекомендуется система более сложных заданий уже в рамках школьного образования.
Известно, что при более детальном анализе показатель IQ может варьироваться в различных сегментах, поэтому кроме общего показателя возникает необходимость учета склонностей каждого ученика и определение для него будущей сферы развития.
Также возможно проводить выборочное тестирование на IQ для детей с высокой результативностью. В этом случае необходима целевая программа для дальнейшего использования и развития выявленного потенциала.