Порталу государственных услуг убавят возможностей

9 октября 2013 г. Образование 3 2614 Гэу Андрей
Количество госуслуг, предоставляемых в электронной форме, будет сокращено до 20 наиболее популярных. Среди них: получение загранпаспорта, проверка лицевого счета Пенсионного фонда, проверка наличия штрафов ГИБДД.

Согласно новой концепции, на портале можно будет получить только около 20 наиболее популярных услуг, о прочих можно получить исчерпывающую информацию, говорят кураторы проекта. Причиной реформирования портала является невозможность перевести к 2014 году все федеральные, региональные и муниципальные услуги в электронный вид.

Как следует из программы «Электронная Россия», к концу 2010 года на разработку портала, а также внедрение межведомственного электронного взаимодействия, необходимого для его функционирования, было потрачено свыше 20 млрд рублей. При этом, несмотря на громадное количество представленных услуг на портале, работающая кнопка «получить услугу» есть только у 250 федеральных услуг.

В сентябре премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с критикой текущего состояния дел в сфере наполнения контентом портала государственных услуг.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Евсеева Екатерина (Руководитель департамента маркетинга, C.Nord)

Как вы оцениваете саму идею ПГУ, а также ее реализацию на данный момент? Не считаете, что заявленная задача изначально была слишком амбициозной для нас?

Сама идея ПГУ, на мой взгляд, правильная, своевременная и вполне реализуется. Да, в настоящее время, ПГУ работает не на том уровне, как хотелось бы, но проблема не в амбициозности задачи и не в концепции ПГУ, а в том, как планы реализованы. Поэтому менять имеет смысл реализацию. Усилить контроль, возможно, возложить реализацию проекта на отдельное ведомство, грамотно рассчитать работы.
Похоже, что мы движемся назад: какой огромный шаг в развитии общества был бы сделан, будь проект реализован в полном объеме.

Ярных Андрей (Руководитель стратегических проектов «Лаборатории Касперского»)

Как вы оцениваете саму идею ПГУ, а также ее реализацию на данный момент?

Хорошее начинание можно запросто испортить большими деньгами, они создают ошибочное мнение, что автоматизацию можно просто купить, а ее по сути можно получить только путем организационных изменений. На мой взгляд, именно это и происходит с полезным и нужным проектом «Государственные услуги через интернет». Логика развития общественных институтов как раз указывает на то, что большинство услуг удобнее и быстрее получать именно в электронном виде. Это общемировой тренд, меньше тратить бумагу и время на стояние в очереди.

Однако, надо понимать, что это большое дело связано с организацией и автоматизацией, и часто это не вопрос объема финансирования, а вопрос готовности к изменениям, к способности принять новые методы работы и перестроить цепочки взаимодействия с гражданами. Это инфраструктурный и организационный вопрос.
Для многих ведомств он, к сожалению, оказался «неподъемным», когда срабатывает принцип «не чинить то, что все еще работает» и именно эти госструктуры сейчас планируется просто исключить из списка услуг доступных гражданам в электронном виде. Те, кто справился, порядка 20 гос.сервисов – продемонстрируют что деньги потрачены не зря и на них «что то смогли сделать». Думаю что это совершенно неправильно, и вместо стимула к развитию будет просто фиксация достигнутого. Нужно поддерживать полный список и постоянно и настойчиво добиваться автоматизации работы с гражданами от тех структур которые сопротивляются изменениям.

Много вопросов есть и к реализованным сервисам. Например, получение справки о несудимости через портал госуслуг – это просто подача заявления без очереди. Срок исполнения 1 месяц говорит о том, что все равно мой запрос поступит к оператору, скорее всего, будет обработан в ручном режиме. Но и такая лоскутная автоматизация для пользователей лучше чем никакой, хотя еще далека от того, что требуется.
Еще одна проблема госуслуг в том, что они недостаточно продвигаются и плохо рекламируются. Получается, что это сервис для тех кто знает, кто умеет найти.
Простой поиск по сети интернет показывает, что в сети уже достаточно много полезных сервисов. Например сделайте запрос в Яндексе «.gov.ru». Вы найдете большое количество ведомственных сервисов, но они все «сами по себе», без взаимных ссылок и привязки, и многих из них недоступны через сайт Госуслуги http://www.gosuslugi.ru/.

Рощин Алексей (Руководитель управления программных решений компании «Инфосистемы Джет»)

Как вы оцениваете саму идею портала госуслуг, а также ее реализацию?

Идея Портала государственных услуг проста и хороша, но не нова. Десять лет назад я не понимал зачем для того, чтобы получить справку о собственных штрафах или задолженностях перед налоговым органом надо идти в каждый территориальный орган ФОИВ, стоять очередь, писать заявление и ждать несколько недель. При этом неоправданно загружается ведомственная система документооборота и реальные сотрудники, которые отвлекаются от повседневной деятельности.

С точки зрения конечного потребителя реализация пока «хромает». В основном проблема в эргономике и информативности. Также отсутствует возможность получения кроссведомственной государственной услуги.

Что мешает успешной реализации проекта?

Сложно уложить в несколько предложений, когда говоришь о проблемах с реализацией ПГУ. Основная проблема в том, что при построении портала используются стандарты, согласованные на начальных этапах, при этом нет возможности изменить стандартные сценарии использования, то есть нет гибкости к изменениям, которые само собой возникают в процессе реального использования реальными людьми. Также следует пересмотреть модель сопровождения - государство должно оплачивать сервис исходя из реального количества выполненных транзакций (а не из количества зарегистрированных услуг). При этом Оператор эксплуатации инфраструктуры ПГУ (читаем Администратор) должен иметь возможность самостоятельно оперативно планировать серверные мощности в облаке, получая по упрощенной форме согласование от Оператора ПГУ в рамках согласованного бюджета.

Не считаете, что заявленная задача изначально была слишком амбициозной для нас?

Реализуемая задача в рамках Ogic.ru (последующее перевоплощение в Gosuslugi.ru) не была амбициозной. Этот портал должен был появиться еще в конце 90-х годов. Нельзя переоценить тот импульс информатизации в госсекторе, который дал старт этого проекта. Помимо этого сразу "вылезли" наружу реальные проблемы, которые мешали интеграции ФОИВ и предоставлению услуг физическим лицам в электронном виде, как то отсутствие централизованных учётов, отсутствие современных средств поддержки интероперабельного взаимодействия, отсутствие межведомственной системы классификации и кодирования.

ПГУ разрушил самый, пожалуй, старый стереотип госорганов, как неудобного государственного инструмента взаимодействия. У большинства людей госорганы ассоциируются с очередями, некачественным обслуживаем, отсутствием достоверной информации и вообще местом, куда лучше лишний раз не ходить, чтобы не портить себе настроение. Все это ушло в прошлое.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также