Институт развития интернета (ИРИ) представил Вячеславу Володину, первому замруководителя администрации президента, пакет предложений по развитию интернета в РФ. В частности, программа включает в себя пункты развития дистанционного образования. По мнению ИРИ, такое нововведение позволит гражданам из удаленных уголков получить образование от ведущих вузов.
В Минобрнауки поддерживают идею введения онлайн-образования от обычных вузов. В ведомстве полагают, что дистанционные курсы смогут повысить вариативность образовательных программ и позволят студентам подходить индивидуально к образованию, а также совмещать учебный процесс с профессиональной деятельностью.
В Министерстве образования уверены, что внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс повысит конкурентоспособность вузов на мировом рынке, пишут «Известия».
Проект онлайн-обучения предполагает прохождение студентом определенного курса и после его успешного завершения получение сертификата. Этот сертификат студент сможет предъявить в учебное заведение, которое будет обязано засчитать оценку по курсу в очной программе.
Как Вы оцениваете предложение Минобрнауки?
Предложение Минобрнауки, безусловно, правильное, но, на мой взгляд, сильно задержавшееся, поскольку ведущие образовательные системы по всему миру уже давно легализовали получение формального образования с применением инструментов онлайн-обучения.
На сегодняшний день на российском рынке онлайн-образования присутствует большое количество игроков, и все они по-разному взаимодействуют с формальным образованием. И в виду того, что пока не до конца понятны правила игры, участники рынка с интересом ожидают, будут ли какие-то дальнейшие шаги со стороны Минобрнауки, которые, с одной стороны, помогут развязать им руки, а с другой, утвердят некие общие правила.
Если говорить о повышении конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, то я убежден, что история с Национальной платформой и трансферными кредитами в краткосрочной и среднесрочной перспективе вряд ли каким-то образом повлияет на эту ситуацию. Это, безусловно, развязывает руки, и должно способствовать повышению качества образования, но не является элементом повышения конкурентоспособности.
По вашему мнению, какие преимущества появляются у людей при прохождении онлайн-курсов?
Преимущества онлайн-образования очевидны. Для слушателей это, в первую очередь, возможность получить доступ к передовому образовательному контенту вне зависимости от их территориальной удаленности, финансовых и личных обстоятельств.
Вместе с тем, я считаю нужным разводить понятия самообразование на открытых массовых онлайн-курсах и получение формального образования с применением онлайн-технологий. В первом случае слушатель оказывается один на один с образовательным контентом, и, как следствие, не получает дополнительной образовательной ценности. Во втором случае мы говорим о построении индивидуальной образовательной траектории и сопровождении слушателя, что предполагает постоянную связь со слушателем и делает второй подход менее масштабируемым.
Если Минобрнауки и ведущие российские вузы готовы предоставить слушателям эти преимущества, то, на мой взгляд, это тренд, безусловно, положительный. Но если же морально, финансово и организационно они к этому не готовы, то им предстоит столкнуться с большим количеством трудностей, которые другие игроки уже успели испытать на своей шкуре.