Восемь ведущих ВУЗов России создали Национальную платформу открытого образования, которая начала работать на портале https://openedu.ru.
На сайте доступны уже 46 учебных курсов от НИТУ «МИСиС», МГУ, СПбГУ, СПбПУ, НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО, на которые подписались более 8000 человек из разных регионов страны. К маю 2016 года планируется запустить в общей сложности более 100 курсов.
Обучение на национальной платформе будет бесплатным для пользователей, слушать курсы сможет любой желающий. По окончании курса можно пройти экзамен платно и получить официальный сертификат. С согласия администрации ВУЗа курс может быть засчитан в дипломе.
Каждый из университетов-основателей платформы вложил в ее создание не менее 50 млн руб. Предполагается, что позже к проекту после тщательного отбора смогут присоединиться и другие ВУЗы. Ожидается, что к концу 2015 года образовательная платформа получит около 100 000 подписчиков.
Как вы оцениваете перспективы и потенциал онлайн-обучения?
Запуск Платформы открытого образования, безусловно, способен оказать позитивное влияние на развитие образовательного потенциала страны и стать востребованной площадкой получения знаний. Ведущими российскими университетами накоплен значительный потенциал, позволяющий создать учебные онлайн курсы высокого качества. Важным вопросом представляется фокусировка образовательных программ на аудиториях потенциальных потребителей. Очевидно, что подобные программы могут быть востребованы разными группами. В число потенциальных потребителей входят студенты, обучающиеся по соответствующим специальностям, специалисты, заинтересованные в повышении квалификации, школьники старших классов, а также достаточно широкий круг людей, просто интересующихся проблематикой. Можно предположить различия в оптимальной тематической направленности, глубине и форме подачи материала для этих аудиторий. Развитие создаваемой онлайн площадки открывает широкие возможности создания контента, сфокуссированного на интересах каждой из аудиторий потребителей. И важно не "отпугнуть" ни одну из них.
Самое интересное, что мы будем наблюдать в области онлайн-обучения в ближайшие годы - это качественный рост. От простых видеороликов, записанных студентами в домашних условиях и выложенных на Youtube, через развитие технологий постепенно мы придем к полноценной форме получения среднего и высшего образования.
Формат "говорящей головы" на экране отходит в прошлое. Появятся новые профессии? например, "режиссер обучающих видеокурсов". И при этом, как бы ни развивались технологии, сколько бы ни появлялось в новых онлайн-курсах интерактива, мультимедийных элементов и других заманчивых опций, главным фактором останется личность ведущего.
Ведущий онлайн-курса - не только преподаватель, но и артист. Он держит внимание зрителей, которые находятся за тысячи километров от него. Общается с "невидимой аудиторией" (это зрители мне однажды подсказали, чем я занимаюсь). Требования к ведущему онлайн-курса будут еще выше, чем к обычному вузовскому лектору.
Онлайн-обучение сейчас, как кинематограф сто лет назад, делает первые шаги. Дальше будет круче и интереснее!
Онлайн образование, все больше и больше входит в жизнь современного человека. Когда-то я и сама не верила в эффективность такого обучения, а сейчас уже более 3 лет помогаю освоить английский онлайн и у учеников есть результаты. Да и в проекте уже более 11 000 участников. И все они искали именно онлайн курсы для изучения английского.
Поэтому, как преподаватель онлайн портала, могу со всей уверенностью заявить – именно за таким образованием будущее.
К тому же, такой способ обучения выгоден как преподавателям, так и ученикам. Не нужно ехать на занятия, стоять в пробках и пр. Не нужны и дополнительные расходы по содержанию помещения.
Да и если получать образование в уже взрослом возрасте – то семья, дети и работа не дают возможности присутствовать на всех лекциях. А благодаря онлайн-порталу появится возможность прослушивать лекции в любое удобное время.
Тем более, что Российские ВУЗы уже участвуют в западных онлайн порталах – например, www.coursera.org. На одном из курсов этого портала от University of London, пройденным мной в этом году, было около 20 000 студентов.
Поэтому – пришло время и для собственных порталов.
Стоимость такого обучения в разы ниже, а следовательно – хорошее образование станет более доступным.
Как специалист по развитию бизнеса я, безусловно, вижу большое будущее за онлайн обучением, и сама веду обучающие и коучинговые программы удаленно с людьми, проживающими по всему миру.
Благодаря возможности онлайн обучения мы делаем образование доступным для подрастающего поколения вне зависимости от места жительства и благосостояния. Поднимается общий уровень образования населения, оптимизируются временные затраты, связанные с необходимостью ежедневных поездок для проживающих в пригородах.
Общая тенденция развития общества и бизнеса также стремительно смещается в сторону удаленных рабочих мест. Возможно, в ближайшем будущем будет реализован проект, который спровоцирует квантовый скачок, и очень многие специалисты перейдут на удаленный режим, что позволит разгрузить мегаполисы, а людям, которые живут в больших городах только из-за работы, переселиться в более экологически пригодные для жизни места и заняться параллельно восстановлением сельского хозяйства.
В масштабах государства, это решит много вопросов - в России большое количество заброшенных деревень и неосвоенных земель, много красивых мест, где можно было бы полноценно жить, будучи связанным с цивилизацией по мере необходимости в профессиональной реализации некоторых членов семьи и дистанционного образования для детей.
В рамках общей тенденции, я уверена, что сейчас это очень важный проект - обеспечить полноценное образование как высшее, так и среднее в режиме онлайн.
В своей профессиональной деятельности я также частично перешла на онлайн режим. И могу сказать, что я получаю дополнительную возможность несколько часов в день тратить не на простои в пробках, а на отдых, семью или свое развитие. Чем больше людей будут решать свои вопросы удаленно - обучение, работа, онлайн покупки, тем менее будут загружены наши транспортные магистрали в мегаполисах, и нам, людям (пока еще) проживающим в крупных городах будет легче совершать поездки по городу в тех случаях, когда все-таки необходимо именно личное присутствие.
Поэтому, когда есть такая возможность - сейчас я выбираю онлайн обучение для своих детей и онлайн возможности для своей работы, - это наше будущее.
Я всегда приветствую перспективы в обучении, которые позволяют сделать знания и образование доступнее для людей.
Ценно, что к инициативе присоединились ведущие вузы страны. Возможно, именно это, и то, что каждый университет вкладывать в проект не только знания и опыт своих лучших преподавателей, но и денежные средства, мы получим качественную и функциональную платформу и увидим высокий уровень обучения.
Потенциал онлайн-обучения очень высок уже сейчас и продолжает набирать обороты.
Сейчас трудно спрогнозировать, как именно появление такой бесплатной для обучающихся платформы отразится на рынке платного дистанционного образования. Первое ощущение, что все-таки создаст конкуренцию и если не обрушит, то как минимум, заставит поставщиков и провайдеров дистанционных образовательных программ снизить их стоимость.
Но не стоит забывать, что уже и сейчас есть бесплатные платформы для онлайн-обучения. Например, СДБО – бесплатное бизнес-образование http://www.businesslearning.ru/
Это совместный проект Национального делового партнерства "Альянс Медиа", Международного института менеджмента ЛИНК, созданный в 2000 году при поддержке Правительства Москвы. Может быть не так распиаренная, но вполне эффективно работающая, о чем говорит и статистика и сами участники обучения.
Как видим, проект существует уже 15 лет, но рынок платного бизнес-образования от этого не обрушился.
Видимо, каждый пользователь выбирает образование на свой вкус и по своим финансовым возможностям.
Главное, чтобы было достойное предложение и выбор.
Идея создания национальной платформы онлайн-обучения для повышения роста уровня высшего образования в России - просто замечательная. Здорово, если у детей появится возможность получить дополнительные или новые знания. В течение уже нескольких десятков лет мы все работаем с большим количеством людей, образование которых часто не соответствует их профессиональной деятельности. Иметь базовые и дополнительные знания по своей непосредственной деятельности все же важно. Если дети начнут выбирать ВУЗы осознанно и потом реализовываться в профессии это будет большим достижением для страны.
Тема онлайн-обучения растет и будет расти. В настоящее время это только зарождающая область, которая полна предложений с большим завышением цен и низким качеством контента. Появление мощного бесплатного конкурента серьезно поднимет уровень платных решений и возможно снизит огромный информационный шум на рынке.
Но для качественного старта этому решению необходим и крупный PR общегосударственного масштаба, чтобы привлечь в проект жителей малых городов.