Правительство определит топ-50 приоритетных профессий для ПТУ

16 февраля 2015 г. Государство 3 6322 Гэу Андрей

Правительство готовит меры поддержки среднего профобразования для создания современной, эффективной системы профобразования, ориентированной на запросы предприятий и нужд российской экономики. В частности, для этого будет подготовлен список самых востребованных и перспективных специальностей в России. Самим колледжам на поддержку предусмотрено 8,5 млрд руб. из бюджета в течение четырех лет.

По словам председателя правительства Дмитрия Медведева, образовательная подготовка должна вестись с опорой на лучшие мировые практики и передовые технологии. Похожая на нашу реформа начального профессионального образования идет сейчас, например, в Китае. Ресурсы бизнеса, государства, образовательной сферы в целом будут сосредоточены на развитии системы среднего профессионального образования. Однако необходимо будет проконтролировать повышение уровня мониторинга качества подготовки кадров, системы оценки, сертификации.

В прошлом году правительство выделило 1 млрд руб. из федерального бюджета на образовательные проекты в сфере профобразования в 45 регионах по 15 приоритетным отраслям экономики. Число абитуриентов в организации профобразования России составило около 670 тыс. человек, на базе девятых классов - 285 тыс.

Отметим, что экономический кризис и уменьшение числа трудовых мигрантов могут вернуть интерес у молодежи к ПТУ и техникумам взамен вузов. Ожидается, что в ближайшие годы значительно увеличится число специалистов среди строителей, электриков, бульдозеристов, машинистов кранов, токарей, фрезеровщиков, сварщиков.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Плаунов Петр (Бизнес-менеджер по строительной технике JCB в России)

Нацеленность на импортозамещение должна поддерживаться высококвалифицированными проф кадрами для повышения уровня качества производства в стране.
На мой взгляд, в список 50 наиболее востребованных профессий должны попасть все инженерно-технические специальности. Например, инженер по электроснабжению промышленных предприятий.

Сафронов Иван (Партнер, FutureToday, член НП «Эксперты Рынка Труда»)

Развитие системы среднего профессионального образования, безусловно, было бы правильным решением. Сейчас мы наблюдаем явный дисбаланс между тем, кого готовят образовательные учреждения, и на кого есть спрос в экономике. Экономике не нужно столько экономистов и юристов, но нужно много техников, поваров, бухгалтеров и так далее. Получается ситуация, когда государство 4, а то и 6 лет учит профессионала, в котором нет потребности. При этом, зачастую учит плохо, потому что высококвалифицированных специалистов в стране не так много. Но, тем не менее, на обучение затрачиваются большие средства. После окончания университета третьего эшелона многие выпускники не могут найти работу по специальности. Так, человек, отучившийся 6 лет на экономиста и не нашедший работы по специальности, соглашается идти бухгалтером или менеджером по продажам. Получается, он зря потерял несколько лет, изучая предметы, которые ему не пригодятся, а государство напрасно оплачивало этот процесс несколько лет, в то же время работодатель получает демотивированного сотрудника, который учился на экономиста, а вынужден работать в продажах. В то же время общее количество трудоспособного населения в стране сокращается (за счет тех, кто мог бы работать после колледжа, но несколько дополнительных лет учится в университете), что сдерживает рост экономики и уменьшает возможности для импортозамещения.

Валдаева Наталья (Директор по работе с клиентами, Marksman)

Как вы прокомментируете политику правительства в отношении подготовки проф. кадров (втч переориентация на ПТУ) в текущих экономических условиях и усиливающегося оттока трудовых мигрантов?

На мой взгляд, вопрос не столько в переориентации на ПТУ, сколько в самой системе образования.
Прежде чем переориетироваться на ПТУ нужно изменить имидж профессий, которые традиционно занимают трудовые мигранты.
Все же я настаиваю на том, что ниша, которую заполняли трудовые мигранты не заполняется гражданами РФ не потому, что нет квалифицированных кадров, а потому что профессии эти не престижны с одной стороны, а с другой стороны количество ВУЗов в России в настоящее время настолько велико, что не иметь высшего образования, пусть даже низкого качества просто стыдно.
Для того, чтобы укреплять систему средне-специального образования, мне кажется, вначале нужно повысить ценз для поступления в ВУЗы, популяризировать профессии и в принципе поднять имидж ПТУ и колледжей среди молодежи.
То, что я вижу сейчас - это метод латания дыр, который, возможно, в краткосрочной перспективе даст эффект, но в долгосрочной перспективе даст сбой.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также