НП «Эксперты Рынка Труда» провело исследование «Graduate Recruitment: будущий кадровый капитал страны» и выяснило, насколько широко в российских компаниях применяется практика работы с молодыми специалистами. Результат не заставил себя ждать – почти 100% респондентов согласились с тем, что наличие специальных программ по работе с молодежью – насущная необходимость для каждой современной компании.
Именно привлечение «лучших из лучших» среди выпускников и молодых специалистов и их вовлечение стали для многих компаний основными задачами в настоящее время. Работодатели стараются использовать все возможности и имеющиеся инструменты, чтобы удержать наиболее талантливых. Так, на вопрос о том, какой из инструментов при взаимодействии со студентами и выпускниками компании используют чаще всего, 61% респондентов назвали прямой подбор молодых специалистов на стартовые позиции и один из самых традиционных и популярных методов работы с молодежью – стажировки (49%). При этом больше половины экспертов подчеркнули, что наиболее эффективно в работе с молодыми специалистами использовать все инструменты в совокупности (63%). Помимо стажировок и прямого подбора, это специальные комплексные Graduate-recruitment program (GRP-программы), когда студентов отбирают уже на этапе обучения в вузе.
Важно отметить, что респонденты единодушны в определении главной цели работы по привлечению молодых специалистов. Так, наибольшее количество участников опроса (90%) отметили, что возможность обучения молодых сотрудников и взращивание своих профессионалов как основного потенциала роста компании – одна из самых важных задач любой компании. Среди других причин и аргументов в пользу плотного взаимодействия с выпускниками респонденты назвали возможность закрытия стартовых позиций (50%) и помощь в процессе формирования позитивного бренда работодателя (40%).
Как оказалось, в процессе взаимодействия работодателей и молодых специалистов нередко возникают трудности, что, безусловно, напрямую связано с ситуацией на рынке труда (например, с давно устоявшейся и стабильной тенденцией нехватки квалифицированных сотрудников). Так, основной сложностью в работе по привлечению лучших молодых специалистов участники исследования назвали именно нехватку действительно достойных кандидатов (50% респондентов), трудности, возникающие при обучении и отборе выпускников (18% и 16%, соответственно).
Интересно, что среди качеств и компетенций, по которым работодатели выделяют и отбирают лучших студентов на участие в GRP-программе, лидирует умение грамотно анализировать и делать выводы (55% респондентов отметили данное качество как наиболее важное).
Несмотря на сложности, возникающие при отборе молодых специалистов, общий невысокий уровень выпускающихся из вуза молодых людей, их завышенные требования и др., интерес работодателей к молодому поколению растет из года в год. Соответственно, все больше компаний обращаются к инструментам graduate-рекрутмента, начинают внедрять в свою работу GRP-программы.
Результаты исследования подтверждают общие тенденции современности. Компании продолжают борьбу за таланты и лучшие кадры в своей отрасли. Борьба идет по нескольким направлениям: привлечение лучших из лучших молодых специалистов к себе в штат; правильный отбор самых перспективных из общей массы, снижение текучести кадров до минимума; удержание самых подходящих на длительное количество лет; получение максимальной пользы с каждого стажера или молодого специалиста в самые кратчайшие сроки.
Сегодня уже почти не осталось владельцев бизнеса и управляющих, которые искренне верят и считают, что их успех напрямую не связан с персоналом. Передовые представители бизнес-сообщества давно поняли, что пришло время, когда недостаточно просто уникальных товаров и услуг, технологий и отлаженных бизнес-процессов. Ведь все это без людей, которые придают движение и поддерживают работоспособность, - просто пассивные активы.