Удаленные сотрудники подходят все большему числу российских компаний

18 июня 2014 г. Образование 6 4442 Гэу Андрей

К 2019 году половина офисных сотрудников в России смогут работать удаленно – к такому выводу пришли аналитики компании IDC, исследовавшие российский рынок труда.

На данный момент более чем у 86% российских компаний есть стратегия поддержки мобильных сотрудников, которые могут работать вне офиса, а остальные планируют разработать ее в ближайшем будущем. Как правило, «удаленщики» имеют доступ к бизнес-приложениям и корпоративным системам вне зависимости от своего местонахождения и используемого ими абонентского устройства.

Сегодня все больше работодателей позволяют своим сотрудникам работать вне офиса. Главными преимуществами такой стратегии руководители считают улучшение коммуникаций и совместной работы, ускорение принятия решений и повышение уровня обслуживания клиентов.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Муравьева Мария (PR-менеджер хедхантинговой компании Cornerstone)

Как вы прокомментируете данную тенденцию на рынке труда?

По нашим наблюдениям, работодатели с каждым годом все активнее интересуются возможностью построения модели удаленной работы с теми сотрудниками, работа которых не требует постоянного присутствия в офисе, что только подтверждает исследование IDC. И для работодателя, и для сотрудника такой вид сотрудничества представляется очень перспективным: одним он позволяет сэкономить на содержании офисного помещения, а другим – распоряжаться трудовым распорядком дня.

Овчаренко Анастасия (Руководитель практики «ИТ и Вещание», хедхантинговое Агентство Контакт (InterSearch Group Russia))

Да, данное явление сегодня действительно приобретает всё большую популярность. Предпочтение удаленной работе чаще всего выражают люди творческих профессий и IT-сферы. Такая практика впервые появилась на Западе. Давно известно, что многие компании, например IBM или Accenture позволяют своим сотрудникам работать удаленно, что является дополнительным бонусом. Кроме того, если речь идет о консалтинговом бизнесе, то это ведет и к сокращению издержек. К тому же, сегодня существует множество способов и средств обеспечивать мобильность сотрудника: бизнес-приложения, электронные гаджеты, позволяющие легко наладить процесс удаленной работы и сократить затраты. Помимо прочего, возможность работать удаленно очень влияет на мотивацию. Некоторые компании вынуждено идут на этот шаг для удержания сотрудников и привлечения новых. Так как отсутствие привязки к конкретному рабочему месту и офису в целом является мотивирующим фактором для специалиста, это очень удобно и позволяет человеку найти время для личной активности или элементарно поспать на один час больше. С другой стороны, встает вопрос контроля. Не секрет, что меньшая доля людей способна самомотивироваться и заниматься самоконтролем, для большинства по-прежнему необходим «дамоклов меч» в виде менеджера, который и будет осуществлять контроль сотрудника. Поэтому многие компании позволяют удаленно работать, прежде всего, тем специалистам, которые давно работают в компании и успели зарекомендовать себя.

Паршикова Елена (Директор кадрового агентства «Люди Дела»)

Действительно, в последние годы наблюдается тенденция перевода на работу в режиме хоум-офис достаточно большого количества сотрудников. Актуальна она, в основном, для IT-сферы, сферы коммуникаций, для региональных представителей и пр. Также можно отметить тенденцию роста лояльности работодателя к работнику, которая проявляется в том числе в предоставлении гибких графиков (сотрудники, зарекомендовавшие себя с хорошей стороны, могут работать часть времени из дома, при условии, что они эффективны).
Однако приведенные цифры, на мой взгляд, завышены. По крайней мере в регионах ситуация обстоит совсем иначе. Зачастую работодатели боятся как раз ослабления контроля и невыполнения задач в установленные сроки.

Торчинский Михаил (Управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman)

Как вы прокомментируете данную тенденцию на рынке труда?

В нашей стране популярность удаленной работы еще по-прежнему не очень высока. Уже не редкость отдельные дни, скажем раз в неделю, когда сотрудник может работать удаленно, не приезжая в офис. Однако подобные эксперименты характерны в большинстве своем в российских офисах международных компаний. Российский бизнес уже успел оценить преимущества облачных сервисов, дающих возможность упростить коммуникации внутри компании, однако постоянная практика удаленной работы все еще редкость.
Основные сдерживающие факторы лежат в области психологии. Сотрудники зачастую сами хотят приходить в офис, их это мобилизует, дает ощущение командной работы. Это и общение с коллегами и смена домашней обстановки. Некоторые люди просто не могут позволить себе работать из дома, так как там нет нормальных условий для этого.
Руководители так же опасаются потерять контроль над ситуацией. Выплачивая полноценную заработную плату, у них нет уверенности, что человек, работающий удаленно, полностью погружен в решение проблем компании.Даже если результаты работы устраивают работодателя, все равно остается недоверие и подозрения в добросовестности выполнения заданий.

Работать удаленно нужно учиться как сотрудникам, которые получили такую возможность, так и руководителям. Технологии безусловно играют решающую роль в развитии данного направления сотрудничества. Но человеческий фактор еще долгое время будет сдерживать увеличение процента компаний, который перешли на подобную форму работы. Со временем ситуация поменяется, современное поколение вполне комфортно себя чувствует, взаимодействуя исключительно посредством "монитора", это уже в порядке вещей в повседневной жизни этих людей и когда нибудь станет нормой в рабочих отношениях.

Долякова Татьяна (Генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel (Москва))

В России с развитием технологий, также как и во всем мире, количество мобильных сотрудников, работающих full time за пределами офиса, неуклонно растет.

К сожалению, до сих пор есть терминологическая чехарда с названиями мобильных сотрудников, начиная от «фрилансера» до «надомника». В этом нет ничего удивительного, поскольку в России еще не сформировались основные принципы роботы ШТАТНЫХ сотрудников компании вне офисного пространства.

Мобильность сотрудников очень позитивный тренд и он набирает обороты. Компании, которые применяют эту практику, отмечают повышение эффективности и производительности труда, при условии, что сотрудникам понятны способы удаленного взаимодействия с коллегами, сроки, объемы, критерии оценки выполненной работы. Но есть проблема и ее не стоит сбрасывать со счетов, что если сотрудник лично не общается с коллегами хотя бы 20% рабочего времени, то он начинает чувствовать себя психологически некомфортно.

Помимо явных преимуществ, как то улучшение коммуникаций, ускорение принятия решений, можно выделить еще и экономический – экономия на аренде и обслуживании офисных помещений за счет сокращения количества сотрудников ежедневно приходящих на работу.

Лыткин Илья (Партнер Alex Primus, Член НП «Эксперты Рынка Труда»:)

Как вы прокомментируете рост числа удаленных сотрудников в российских компаниях?

В настоящее время происходит резкий рост количества «домашних» сотрудников компаний: их число в мире растет на 10—15% ежегодно. Это приносит реальную экономическую эффективность. Для компании снижается расходная часть за аренду офисов, а сотрудник экономит время и деньги на дорогу, есть возможность работать даже в случае недомогания. Есть влияние даже на экологические факторы, так как уменьшается число автомобилей с их выбросами в центре города.

Препятствиями для организации удаленной работы являются несколько факторов:
- сложившийся стереотип о том, что нужно непременно «ходить на работу»,
- недостаточный уровень развития телекоммуникаций,
- опасение работодателя в разрушении корпоративного духа, который во многих компаниях вырабатывался десятилетиями,
- мнение самого руководства, опасающегося утратить нити управления: некоторые руководители полагают, что широкое распространение удаленной работы повлечет за собой увеличение усилий на управление удаленными структурами (на коммуникации потребуется гораздо больше времени, при этом повышается риск их неэффективности).
- наличие такого мотиватора для сотрудника, как возможность получать публичное признание коллектива, в котором он трудится.

Все эти факторы-препятствия особенно характерны для РФ. В России ежедневными активными интернет-пользователями являются порядка 10 млн. человек, то есть чуть больше 6 % населения. Значительная часть руководителей предприятий, несмотря на полученное дополнительное образование и наличие информации по повышению эффективности работы своих предприятий, остаются людьми со старым советским менталитетом, от которых трудно ожидать серьезных реформ в этом направлении. Для многих российских граждан до сих пор сам факт «хождения на работу» является необходимым элементом социального общения, возможностью хоть на это время сменить обстановку, отвлечься от повседневных домашних дел.

В настоящее время удаленная работа наиболее характерна для программистов, web- дизайнеров, системных администраторов, конструкторов и проектировщиков, сотрудников PR-служб, юристов, бухгалтеров, сотрудников телемаркетинга, агентов по продажам.

В России в ближайшие несколько лет ожидать серьезного роста, как специальностей, так и числа работников, переводимых на удаленную работу, не следует. Падает предпринимательская активность населения, которое способствует образованию новых, часто малых предприятий, наиболее склонных к домашней и удаленной работе, идет укрупнение и монополизация предприятий, ужесточается контроль за многими сферами деятельности.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также