Из 500 000 абонентов, подключенных в первом квартале 2014 года, почти половина пришлась на двух операторов: «Ростелеком» и «Транстелеком». 70% российских пользователей фиксированного интернета обслуживают пять крупнейших российских розничных ШПД-операторов («Ростелеком», «Эр-телеком холдинг», МТС, «Вымпелком» и ТТК), следует из данных Telecom Daily.
По итогам I квартала 2014 года, годовой рост абонентской базы составил 5% - на один процент меньше, чем аналогичный период прошлого года. Рост абонентской базы замедляется - в крупных городах, где большинство домохозяйств уже подключены к ШПД, привлекать новых абонентов становится возможным скорее за счет слияний и поглощений более мелких компаний.
В целом, рынок ШПД в российских регионах близится к насыщению. Однако проникновение ШПД-услуг в России неравномерно: в Москве оно находится на уровне 80%, а в регионах — менее 40%.
Как вы прокомментируете дальнейшее развитие рынка ШПД, с учетом его насыщения? За счет чего можно увеличить рост абонентской базы?
Дальнейшее развитие рынка ШПД в России возможно прежде всего при условии повышения качества услуг интернет-доступа и формирования выгодных тарифных планов. Абоненты уже пресытились предложениями провайдеров: почти все из них гарантируют высокие скорости подключения, которые становятся трендом нынешнего времени. В этой ситуации оператору важно предложить клиенту что-то в дополнение: будь-то низкая цена за подключение, оборудование по акционной стоимости, как, например, это делает «АКАДО Телеком», стоимость трех месяцев пользования услугой равная стоимости одного месяца и так далее. Такая тенденция характерна для московского рынка ШПД с его высокой конкуренцией и большим количеством игроков – начиная от крупных компаний и заканчивая провайдерами районного масштаба.
Естественно, повышение качества услуг ШПД возможно только при использовании оператором современных технологий, постоянной модернизации сети. Например, в столице после модернизации сети по стандарту DOCSIS 3.0 «АКАДО Телеком» смог предложить своим абонентам не только скорость 110 Мбит/сек, но и повысить качество услуги доступа в интернет, так как коаксиальный кабель при использовании данной технологии более защищен. Технология удобна еще и тем, что пользоваться интернетом, телефонией, смотреть аналоговое и цифровое телевидение можно с помощью одной сети, установив только модем. То есть, и клиент, и оператор избегают лишних материальных и трудозатрат. Это и есть те дополнительные сервисы, которые дают оператору весомое преимущество на рынке и способствуют притоку абонентов.
В регионах ситуация несколько иная. На днях представители одной из ведущий компаний на российском телекоммуникационном рынке предложили ограничить количество лицензий на оказание услуги ШПД, выдаваемых в рамках одного региона, по аналогии с мобильным рынком. С одной стороны, ограничение лицензий снижает конкуренцию на рынке ШПД. С другой стороны, ограничение выдачи лицензий одним операторам может стать преференцией для других: прежде всего для тех компаний, который планируют выйти в регион. В России есть огромные площади малоосвоенных и труднопроходимых территорий, куда прокладывать сети для оператора экономически невыгодно. Но если провайдер получает преимущество в виде лицензии, то для него работать на региональном рынке становится уже интереснее. А если в дополнение к лицензии выдвинуть оператору необходимое условие высокого качества предоставляемых услуг и сервисов, то абонент от этого точно выиграет. Но в любом случае в данном вопросе необходимо учитывать многие факторы: и наличие привлекательных условий для операторов, и критерии отбора компаний при выдаче лицензий, и гарантии провайдера и так далее.
Как вы прокомментируете дальнейшее развитие рынка ШПД, с учетом его насыщения? За счет чего можно увеличить рост абонентской базы?
Насыщение рынка увеличивается, но «Ростелеком» видит значительный потенциал роста в сегменте ШПД. В развитых странах проникновение находится на уровне 85-90%. В России сопоставимые показатели достигнуты только в мегаполисах.
В 2013 году «Ростелеком» утвердил обновленную пятилетнюю стратегию, в которой сделан окончательный «оптический выбор». Компания будет активно строить оптические сети доступа. К 2018 году технический охват должен составить 33 млн. домохозяйств, в которых проживает около 90 млн. человек (по итогам 2013 года охват оптическими сетями было охвачено 18 млн. домохозяйств). Мы будем продолжать строительство в малых и средних городах.
Кроме того, в связи с расширением перечня универсальных услуг связи, точки доступа в Интернет со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с должны быть организованы во всех населенных пунктах страны с численностью населения от 250 до 500 человек. В настоящее время Россвязь и «Ростелеком», как единственный оператор универсального обслуживания, находятся в стадии согласования нового госконтракта. По сути, речь идет о том, что появится национальный план развития ШПД, как во многих странах мира, направленный на устранение «цифрового неравенства». Компания намерена в ходе этого проекта строить сети во всех прилегающих населенных пунктах, увеличивая географию охвата ШПД в деревнях, селах и малых городах.
Продукты ШПД и IP-TV (с сопутствующими сервисами: видео-по-запросу, караоке и др.) тесно взаимосвязаны и способствуют проникновению друг друга. Более того, динамика роста абонентской базы IP-TV даже выше. Например, в 2013 году общая абонентская база ШПД нашей компании выросла на 9,3% - до 10,6 млн. пользователей (по оптике +33% до 4,0 млн.), а база IP-TV выросла на 37% - до 2,2 млн. «Ростелеком» будет и дальше развивать направление пакетирования услуг (ШПД+ТВ+телефон).