Минфин полагает, что рубль должен быть слабее


Минфин рассчитал основные параметры российского бюджета, исходя из применения бюджетного правила. В ведомстве полагают, что при стоимости нефти в 55 долл/бар, равновесный курс рубля без конвертации сверхплановых доходов должен составлять 58.05 рублей за 1 доллар. Впрочем, сбалансировать бюджет сможет повышение стоимости нефти до 58 долл/барр и курсе рубля в 64 руб за 1 доллар. Таким образом, в Минфине считают, что ради сбалансированности бюджета рубль должен стать слабее.

Согласно расчетам Минфина, при цене черного золота в 40 долл/барр, среднегодовой курс рубля должен быть не меньше 69.42 руб за 1 доллар. Без применения бюджетного правила и текущей цене на нефть в 55 долл/барр дефицит бюджета составит 1.5% ВВП; при этом резервные фонды потеряют 464 млрд рублей. Дабы уменьшить дефицит до 0.7% ВВП, необходимо пополнить резервный фонд на 241 млрд рублей и опустить курс рубля примерно на 10% - до 64.9 руб за 1 доллар.

В ведомстве добавляют, что при текущем курсе рубля в 60 руб за 1 доллар цена на нефть должна составлять 75-80 долл/барр. Именно при таком соотношении удастся достигнуть сбалансированности.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Верников Андрей (Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу АО ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»)

По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?

При цене нефти $55/барр бездефицитный бюджет будет при курсе 65 руб. за доллар. Повышенные надежды на скорую отмену или ослабление международных санкций против России не обоснованы, но объективно они пока работают в сторону укрепления рубля. Объективно – самый ранний срок отмены (частичного снятия) санкций – 2018 год, поэтому этот драйвер роста не является долгосрочным. Что касается цен на нефть, то мы ожидаем просадки котировок примерно до $48/барр в связи с повышением активности сланцевых производителей в США. Это негативно отразится на рубле – к концу года он может ослабнуть примерно на 6% - 8% к текущим значениям.

Шибанов Олег (Доцент финансов РЭШ, заместитель первого проректора по прикладным программам)

По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?

В настоящее время цена нефти Urals за баррель примерно 53-54 доллара за баррель. Поскольку в бюджете заложена цена около 40 долларов, то можно ориентироваться на эту разницу в 14 долларов как дополнительные доходы, на большую долю.

Судя по расчётам Минфина, для балансировки бюджета при нынешней цене курс доллара должен будет оказаться на уровне примерно 65 - если при этом не накапливать и не тратить деньги резервных фондов, но продолжать программу займов на рынке (около 650 млрд. руб.). Это означает, что для полной сбалансированности, когда Минфин не занимает и не тратит резервные фонды, нужен курс порядка 71 руб. за доллар. Такой курс кажется совершенно нерыночным, поэтому скорее следует ожидать продолжения программы заимствований.

В целом, нынешний курс является рыночным, но с учётом притока капитала от внешних участников - это хорошо заметно в платёжном балансе. Поэтому желание Минфина определить и использовать новое бюджетное правило может привести к оттоку этих участников, не желающих вкладывать в слабеющую валюту, и к естественному ослаблению рубля и без изменения бюджетного правила.

Орлов Сергей (Доктор экономических наук, профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова)

По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?

Представленная на лентах информагентств информация о возможном введении в середине февраля 2017г. т.н. временного бюджетного правила, разработанного, что называется, «на скорую руку», в недрах Минфина России, ещё раз во главу угла ставит грамотную и осмысленную политику составления прогнозов на очередной финансовый год и последующее трёхлетие. Неужели в конце ноября прошлого года, когда утверждался, а затем и принимался бюджет на текущий год, не было уже понятно, что цена барреля нефти будет заметно выше той, которая заложена в главном финансовом документе? Шутка ли, уже через месяц-полтора после принятия федерального бюджета стоимость нефтяного BRENDa возросла аж на 40%( !) Поэтому основной причиной нынешней, мягко говоря, «неудобной» ситуации для финансовых и экономических властей страны являются серьёзные огрехи в прогнозировании. Отсюда идея желаемое при планировании (40 долл./барр.) выдать за некое действительное, но чуда не произошло…Впечатление такое, что с экономикой и финансами поступают иной раз так, как с сообщающимися сосудами: где-то можно урезать, но в другом месте что-то обязательно перекроет возможные потери, и такой подход позволит обеспечить некий оптимальный результат, в большей степени соответствующий теоретическим идеям, чем прагматическим результатам. При этом подчас страдает сама цель прогноза - рост благосостояния населения, или, по крайней мере, его «неупадок».

Нечто подобное произошло и в нашем случае. Сразу отметим, что январский прогноз цен на нефть - это лишь начало года, и во втором полугодии ситуация вновь может измениться, но, не исключено, в обратную сторону. Оставим прогноз и расчёты, принятые и утверждённые на 2017-й год в покое: они вряд ли станут реальностью. Новая, так сказать, базовая прогнозная цена нефти - 55 долл./барр. При нынешнем раскладе дефицит бюджета, в сравнении с утверждённым нормативом, по оценке Минфина, сократится более, чем вдвое, а Резервный фонд пополнится почти на полтриллиона руб. И это совсем неплохо! Но при этом курс базовой валюты по отношению к рублю окажется заметно ниже 60-ти руб., и это положительно скажется на инфляции, а, значит, увеличит покупательную способность основной массы населения. Собственно, в этом и заключается главная задача экономических ведомств, во всяком случае, на официальном и публичном уровне. Итак, неплохой вариант для дальнейшей деятельности и контроле за соотношением различных стоимостных соотношений.

Предлагаемый Минфином вариант декларируемой покупки излишних денежных средств, возникающих из-за высоких цен на нефть, представляет по существу финансово-валютный оперативно - тактический манёвр, вполне приемлемый и в нынешней ситуации, но всё же имеющий один существенный изъян. В данном случае речь идёт о весьма положительных результатах в плане чисто финансовом - дефиците (профиците) бюджета и формировании Резервного фонда и ФНБ. Но вот макроэкономические показатели -объём ВВП, курс рубля по отношению к доллару, контроль за уровнем инфляции и т.д. в данном случае не просматривается. Действительно, против возможного курса в 58 руб./долл. предполагаемые 65 - это всё же совсем уныло для потребительского рынка и планов на летний отдых. Так в чём же состоит цель предлагаемых изменений? Если в очередной «лакировке» бюджета, то понятно. Но я бы не торопил события: введение временного бюджетного правила, действительно, обеспечит наиболее приемлемые показатели федерального бюджета, но снизить инфляцию, повысить покупательную способность граждан и улучшить социальное самочувствие в обществе эти меры вряд ли способны. Во всяком случае, подобный манёвр – это не только прерогатива Минфина, но также задача других экономических ведомств, и опытных экспертов.

Ермолаев Сергей (к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова, соавтор и редактор книги «Феномен ресурсного проклятия в экономическом развитии»)

По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?

Заявление Минфина о том, что новое - пока временное - бюджетное правило не окажет влияния на курс рубля - это, конечно же, лукавство. Курс рубля, как и любого товара, устанавливается при равенстве величины спроса величине предложения (в данном случае - на валютном рынке). Если Минфин будет проводить покупки долларов, это, естественно, повысит спрос на них, и курс доллара по отношению к рублю. Более того, есть и косвенный канал повышения курса доллара - чрез адаптацию ожиданий участников валютного рынка: зная, что курс доллара должен повыситься, почему бы не купить доллары прямо сейчас? Таким образом, курс доллара приходит к новому равновесному значению практически сразу - через влияние на ожидания. Ключевое слово в заявлении Минфина - "в целом": т.е. Минфин признает, что влияние на валютный курс будет оказано, но небольшое. Понятно, что он не хочет разогрева ожиданий обесценивания рубля.

Расчеты Минфина о курсе доллара - около 64 руб./$, - балансирующем бюджет, основаны на существующих прогнозах многих параметров - прежде всего, движения капитала, величине расходов бюджета, ожидаемой инфляции и др. Например, если уровень инфляции будет выше ожидаемого, то бюджет можно будет сбалансировать и при более низком курсе доллара - за счет появления дополнительных доходов бюджета.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также