Минфин рассчитал основные параметры российского бюджета, исходя из применения бюджетного правила. В ведомстве полагают, что при стоимости нефти в 55 долл/бар, равновесный курс рубля без конвертации сверхплановых доходов должен составлять 58.05 рублей за 1 доллар. Впрочем, сбалансировать бюджет сможет повышение стоимости нефти до 58 долл/барр и курсе рубля в 64 руб за 1 доллар. Таким образом, в Минфине считают, что ради сбалансированности бюджета рубль должен стать слабее.
Согласно расчетам Минфина, при цене черного золота в 40 долл/барр, среднегодовой курс рубля должен быть не меньше 69.42 руб за 1 доллар. Без применения бюджетного правила и текущей цене на нефть в 55 долл/барр дефицит бюджета составит 1.5% ВВП; при этом резервные фонды потеряют 464 млрд рублей. Дабы уменьшить дефицит до 0.7% ВВП, необходимо пополнить резервный фонд на 241 млрд рублей и опустить курс рубля примерно на 10% - до 64.9 руб за 1 доллар.
В ведомстве добавляют, что при текущем курсе рубля в 60 руб за 1 доллар цена на нефть должна составлять 75-80 долл/барр. Именно при таком соотношении удастся достигнуть сбалансированности.
По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?
При цене нефти $55/барр бездефицитный бюджет будет при курсе 65 руб. за доллар. Повышенные надежды на скорую отмену или ослабление международных санкций против России не обоснованы, но объективно они пока работают в сторону укрепления рубля. Объективно – самый ранний срок отмены (частичного снятия) санкций – 2018 год, поэтому этот драйвер роста не является долгосрочным. Что касается цен на нефть, то мы ожидаем просадки котировок примерно до $48/барр в связи с повышением активности сланцевых производителей в США. Это негативно отразится на рубле – к концу года он может ослабнуть примерно на 6% - 8% к текущим значениям.
По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?
В настоящее время цена нефти Urals за баррель примерно 53-54 доллара за баррель. Поскольку в бюджете заложена цена около 40 долларов, то можно ориентироваться на эту разницу в 14 долларов как дополнительные доходы, на большую долю.
Судя по расчётам Минфина, для балансировки бюджета при нынешней цене курс доллара должен будет оказаться на уровне примерно 65 - если при этом не накапливать и не тратить деньги резервных фондов, но продолжать программу займов на рынке (около 650 млрд. руб.). Это означает, что для полной сбалансированности, когда Минфин не занимает и не тратит резервные фонды, нужен курс порядка 71 руб. за доллар. Такой курс кажется совершенно нерыночным, поэтому скорее следует ожидать продолжения программы заимствований.
В целом, нынешний курс является рыночным, но с учётом притока капитала от внешних участников - это хорошо заметно в платёжном балансе. Поэтому желание Минфина определить и использовать новое бюджетное правило может привести к оттоку этих участников, не желающих вкладывать в слабеющую валюту, и к естественному ослаблению рубля и без изменения бюджетного правила.
По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?
Представленная на лентах информагентств информация о возможном введении в середине февраля 2017г. т.н. временного бюджетного правила, разработанного, что называется, «на скорую руку», в недрах Минфина России, ещё раз во главу угла ставит грамотную и осмысленную политику составления прогнозов на очередной финансовый год и последующее трёхлетие. Неужели в конце ноября прошлого года, когда утверждался, а затем и принимался бюджет на текущий год, не было уже понятно, что цена барреля нефти будет заметно выше той, которая заложена в главном финансовом документе? Шутка ли, уже через месяц-полтора после принятия федерального бюджета стоимость нефтяного BRENDa возросла аж на 40%( !) Поэтому основной причиной нынешней, мягко говоря, «неудобной» ситуации для финансовых и экономических властей страны являются серьёзные огрехи в прогнозировании. Отсюда идея желаемое при планировании (40 долл./барр.) выдать за некое действительное, но чуда не произошло…Впечатление такое, что с экономикой и финансами поступают иной раз так, как с сообщающимися сосудами: где-то можно урезать, но в другом месте что-то обязательно перекроет возможные потери, и такой подход позволит обеспечить некий оптимальный результат, в большей степени соответствующий теоретическим идеям, чем прагматическим результатам. При этом подчас страдает сама цель прогноза - рост благосостояния населения, или, по крайней мере, его «неупадок».
Нечто подобное произошло и в нашем случае. Сразу отметим, что январский прогноз цен на нефть - это лишь начало года, и во втором полугодии ситуация вновь может измениться, но, не исключено, в обратную сторону. Оставим прогноз и расчёты, принятые и утверждённые на 2017-й год в покое: они вряд ли станут реальностью. Новая, так сказать, базовая прогнозная цена нефти - 55 долл./барр. При нынешнем раскладе дефицит бюджета, в сравнении с утверждённым нормативом, по оценке Минфина, сократится более, чем вдвое, а Резервный фонд пополнится почти на полтриллиона руб. И это совсем неплохо! Но при этом курс базовой валюты по отношению к рублю окажется заметно ниже 60-ти руб., и это положительно скажется на инфляции, а, значит, увеличит покупательную способность основной массы населения. Собственно, в этом и заключается главная задача экономических ведомств, во всяком случае, на официальном и публичном уровне. Итак, неплохой вариант для дальнейшей деятельности и контроле за соотношением различных стоимостных соотношений.
Предлагаемый Минфином вариант декларируемой покупки излишних денежных средств, возникающих из-за высоких цен на нефть, представляет по существу финансово-валютный оперативно - тактический манёвр, вполне приемлемый и в нынешней ситуации, но всё же имеющий один существенный изъян. В данном случае речь идёт о весьма положительных результатах в плане чисто финансовом - дефиците (профиците) бюджета и формировании Резервного фонда и ФНБ. Но вот макроэкономические показатели -объём ВВП, курс рубля по отношению к доллару, контроль за уровнем инфляции и т.д. в данном случае не просматривается. Действительно, против возможного курса в 58 руб./долл. предполагаемые 65 - это всё же совсем уныло для потребительского рынка и планов на летний отдых. Так в чём же состоит цель предлагаемых изменений? Если в очередной «лакировке» бюджета, то понятно. Но я бы не торопил события: введение временного бюджетного правила, действительно, обеспечит наиболее приемлемые показатели федерального бюджета, но снизить инфляцию, повысить покупательную способность граждан и улучшить социальное самочувствие в обществе эти меры вряд ли способны. Во всяком случае, подобный манёвр – это не только прерогатива Минфина, но также задача других экономических ведомств, и опытных экспертов.
По Вашему мнению, при каком курсе рубля можно сбалансировать бюджет РФ?
Заявление Минфина о том, что новое - пока временное - бюджетное правило не окажет влияния на курс рубля - это, конечно же, лукавство. Курс рубля, как и любого товара, устанавливается при равенстве величины спроса величине предложения (в данном случае - на валютном рынке). Если Минфин будет проводить покупки долларов, это, естественно, повысит спрос на них, и курс доллара по отношению к рублю. Более того, есть и косвенный канал повышения курса доллара - чрез адаптацию ожиданий участников валютного рынка: зная, что курс доллара должен повыситься, почему бы не купить доллары прямо сейчас? Таким образом, курс доллара приходит к новому равновесному значению практически сразу - через влияние на ожидания. Ключевое слово в заявлении Минфина - "в целом": т.е. Минфин признает, что влияние на валютный курс будет оказано, но небольшое. Понятно, что он не хочет разогрева ожиданий обесценивания рубля.
Расчеты Минфина о курсе доллара - около 64 руб./$, - балансирующем бюджет, основаны на существующих прогнозах многих параметров - прежде всего, движения капитала, величине расходов бюджета, ожидаемой инфляции и др. Например, если уровень инфляции будет выше ожидаемого, то бюджет можно будет сбалансировать и при более низком курсе доллара - за счет появления дополнительных доходов бюджета.