Глава Минфина считает налоговую нагрузку в 32% оптимальной для бюджета

31 декабря 2016 г. Экономика и бюджет 2 1753 Гэу Андрей

Для исполнения всех обязательств бюджета достаточно уровня налоговой нагрузки в 32% ВВП, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов в ходе выступления на пленарной сессии съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

«У нас сейчас уровень нагрузки налоговой, если мы возьмем все объемы и перераспределения… при цене 40 долларов за баррель 32% ВВП. Достаточно этого объема доходов, чтобы выполнить все наши обязательства», — сказал Силуанов.

Совфед принял федеральный бюджет РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Документ утвержден с дефицитом 3,2% ВВП в 2017 году с постепенным снижением до 1,2% ВВП — в 2019 году. Бюджет сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Шишкин Роман (Руководитель департамента «Налоговая безопасность и судебная защита», КСК групп)

Безусловно, указанный уровень налоговой нагрузки будет весьма ощутим для бизнеса. Однако сомнение вызывает и реальное достижение таких показателей. Если аналитики прогнозируют цену на нефть не ниже 40 долларов за баррель, и данная планка видимо будет удержана, то показатель инфляции в 4 % видится весьма оптимистичным. По практике прошлых лет по итогам года инфляция превышала прогноз.

При этом ранее Президентом и Правительством был объявлен мораторий на повышение налоговой нагрузки до 2018 года, что свидетельствует о поиске контролирующими органами «внутренних резервов». По нашему мнению стоит ожидать повышение качества налогового администрирования и более усиленного контроля со стороны налоговых органов в рамках уже установленных положений законодательства. Указанные действия в очередной раз подтверждают необходимость проведения аналитики правовых рисков заблаговременно, т.к. любая диагностика всегда более эффективна и менее затратна по сравнению с решением уже возникших проблем.

Смирнова Надежда (Бухгалтер-эксперт, Балтийский меридиан)

Федеральный бюджет принимается на трехлетний период, тогда как ранее он принимался только на 1 год. Бюджет РФ на 2017-2019 годы разработан, исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель, при инфляции в 4% в год.

Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике рассчитывается как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей. Налоговая нагрузка, согласно федеральному бюджету на 2017-2019 года составляет 32% ВВП при цене нефти 40 долларов за баррель. На лицо снижение налоговой нагрузки по сравнению с 2009 годом, однако на протяжении последних 4 лет диапазон ВВП продолжает оставаться примерно на одном уровне в 31% - 32%. При этом показатели уровня налоговой нагрузки с 2011 года были обновлены в связи с изменением Росстатом методологии оценки ВВП. Несмотря на это, в разрезе видов экономической деятельности движение было разнонаправленным. Так, налоговая нагрузка снизилась в рыболовстве и рыбоводстве, обрабатывающих производствах, гостиницах и ресторанах, финансовой деятельности, здравоохранении и предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Данные результаты достигнуты, в том числе, за счет реализации мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в последние годы.

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты, так как в Российской Федерации существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников. Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговые платежи, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты страны, составляет менее 1 % к ВВП. В 2015 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,61% к ВВП, и, таким образом, налоговая нагрузка на экономику суммарно составила 30,77% к ВВП.

И даже эти цифры, которые сегодня свидетельствует об экономическом росте, могут быть поставлены под сомнение. Недостаток бюджета прогнозируется на уровне 2 трлн. 753,2 млрд. рублей.

Планируется, что в наступающем 2017 году инфляция снизится до 4%, и этот уровень будет сохраняться. Предполагается восстановление темпов прироста ВВП в 2017 году в объеме до 0,6%, в 2018 — 2019 годах темпы прироста составят 1,7% и 2,1%.

Ожидается, что в 2017 году Резервный фонд будет полностью исчерпан, поскольку средства фонда в сумме 1,15 триллиона рублей будут использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование бюджетного дефицита планируется потратить в 2017 году 668,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 1,16 триллиона, в 2019 году — 139,7 миллиарда рублей.

Но всегда существуют риски краткосрочного падения цен на нефть - вплоть до 15−20 долларов за баррель.

Перед рассмотрением нового бюджета комитет предложил внести поправки в Налоговый кодекс. Минфин объяснил, что в результате увеличения налоговой нагрузки удастся сократить дефицит бюджета. Благодаря повышению налогов на добычу газа, НДПИ на нефть, акцизов на дизельное топливо и бензин пятого класса, а так же на табачные изделия, ряд вин, акцизов на одноразовые электронные сигареты.

Минфин также сообщает, что будет готовить предложения по изменению налоговой системы, в том числе по прогрессивной шкале налогообложения, к 2018 году. При этом Минфин беспокоиться, что падение доходов населения, изменение налоговой структуры, в том числе увеличение налогов, может привести к уходу части экономики в "серую" зону.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также