В РФ может появиться новый финансовый инструмент – инфраструктурная ипотека. Ее появление анонсировал президент России Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ-2017. Министр финансов Антон Силуанов разъяснил, как на практике будет действовать инструмент.
В инфраструктурной ипотеке будет задействовано и государство, и капитал частных инвесторов; последние смогут кредитовать государство по инфраструктурным проектам – например, при строительстве дорог или мостов. Причем предоставлять кредиты инвесторы смогут по привлекательным ставкам.
Реализация проекта по введению инфраструктурной ипотеки – это залог ускорения темпов роста экономики, уверен президент, пишут «Известия». В. Путин уточнил, что возврат капиталовложений инвесторам будет осуществляться путем регулярных платежей от ключевых выгодоприобретателей инфраструктурных проектов.
Как Вы оцениваете введение инфраструктурной ипотеки как инструмента для ускорения темпов роста экономики?
Как правило, реализация инфраструктурных проектов стимулирует рост деловой активности и вносит вклад в рост ВВП. При этом требуются крупные и долгосрочные капиталовложения. Если опираться только на бюджетные средства, то необходим разумный баланс между текущими обязательствами бюджета и долгосрочным финансированием. Привлечение частных инвесторов - один из путей решения этой задачи. Но при этом, частный инвестор, как правило, ставит во главу угла два момента: гарантии возвратности и доходность вложений. Государственно-частное партнерство, которое обеспечено конкретными объектами строительства (дороги, газопроводы), построено на прозрачных принципах и защищено законом, гарантирует сохранность вложенных средств. Остается вопрос отдачи на вложенный капитал. И в этом существует риск. Доходность для инвесторов, скорее всего, будет ниже, чем по краткосрочным портфельным инвестициям и введение термина «ипотека» - отражает суть долгосрочных и низкодоходных, но при этом надежных вложений.
В целом, если проработать законодательную базу и представить ясный план реализации таких долгосрочных вложений с гарантиями получения пусть небольшого дохода, то проект вполне может найти отклик среди инвесторов и обеспечить прирост ВВП.
Как Вы оцениваете введение инфраструктурной ипотеки как инструмента для ускорения темпов роста экономики?
Финансирование инфраструктурных проектов является вызовом для большинства стран мира. По оценкам, приведенным в журнале "Economist" (22 марта 2014 г.), в 2013-2030 гг. миру требуется примерно 57 млрд долл., чтобы построить новые и поддерживать существующие дороги, энергетические установки и трубопроводы. И одна из главных проблем состоит в том, что банки все с меньшим желанием готовы кредитовать финансирование крупных инфраструктурных проектов. Особенностями таким проектов являются: капиталоинтенсивность (т.е. гораздо большие затраты капитала, нежели труда) и длительный период окупаемости, высокая экономия от масштаба (т.е. издержки на единицу продукции или услуг намного меньше для крупных проектов) и наличие внешних эффектов (скажем, строительство дороги повышает чувство вовлеченности в общество для жителей удаленных районов), сложность и наличие большого числа вовлеченных сторон, "непрозрачность" проектов. С инвестициями в инфраструктуру связаны различные риски: политические и регуляторные (например, сменится власть или характер государственного регулирования), макроэкономические и бизнес-риски, технические риски. Исходя из сказанного, подобные инвестиции крайне важны для экономики, но в то же время имеют плохо измеримые риски. В мире существует множество моделей финансирования таких инвестиций, и инфраструктурная ипотека - лишь одна из них. Чтобы этот инструмент был эффективным, необходимо - но не достаточно - соблюдение, как минимум, следующих условий: гарантия стабильности регуляторной среды на пару десятилетий вперед (в т.ч. невозможность существенно нарушить права кредиторов), "прозрачность" финансовых потоков, глубоко продуманная социально-экономическая и экологическая целесообразность и долгосрочная макроэкономическая стабильность.
Как Вы оцениваете введение инфраструктурной ипотеки как инструмента для ускорения темпов роста экономики?
В целом, я положительно отношусь к вышеозначенной инициативе. Скорее всего, предложенная схема государственно частного партнёрства будет пользоваться высоким спросом.
Зачастую частным компаниям для получения разрешения на строительство требуется инвестировать в развитие местной инфраструктуры. Известный пример - требование властей к ИКЕА возвести эстакаду перед своим комплексом МЕГА. Помимо того, что подобные требования оказывают негативное влияние на финансы компании, данная деятельность является для них непрофильной. Очевидно, что инфраструктурная ипотека отчасти решит возникающую проблему.
Как Вы оцениваете введение инфраструктурной ипотеки как инструмента для ускорения темпов роста экономики?
Для того, чтобы инфраструктурная ипотека стала влиять на ускорение темпов роста экономики, ее ежегодные объемы должны быть сопоставимы с расходами бюджета РФ на инфраструктуру. В 2017 году на эти цели планируется выделить около 2% от ВВП, что составляет порядка 1,45 млрд рублей относительно ВВП РФ по итогам 2016 года. Тем не менее, аналитики оценивают внебюджетный капитал доступный для инфраструктурных проектов порядка 2.3 трлн рублей. Остается вопрос с возвратами капиталовложений. Для этого нужны понятные и прозрачные правила игры. И самое главное, оценка реальной стоимости вложений в инфраструктуру и размера поступлений платежей от выгодоприобретателей, должна проходить при участии инвесторов.