Минпромторг представил стратегию развития тяжелого машиностроения до 2020 года

26 января 2017 г. Экономика 2 1433 Гэу Андрей

Развитие тяжелого машиностроения в России идет по инерционному сценарию в его наиболее пессимистическом варианте, констатировал Минпромторг, подготовивший проект стратегии развития отрасли до 2020 года.

Согласно ключевой цели стратегии, к 2030 году российские производители должны занять не менее 70% внутреннего рынка. Доля импорта должна сократиться до 35% к 2020 году, а доля экспорта в выпуске — вырасти с 7% до 12%.

Проблему недостатка бюджетного финансирования предлагается решать за счет субсидируемого банковского кредитования. Кроме того, стратегия предусматривает введение ограничений на закупку российскими заказчиками иностранной продукции. Предлагается ввести систему «квот допуска» для иностранного оборудования, аналогов которого нет в РФ, при этом будет учитываться процент локализации этого оборудования.

В документе подчеркивается, что с текущей загрузкой мощностей невозможно получить достаточно финансов для развития, плохое состояние основных фондов сдерживает появление новой продукции и не позволяет повысить эффективность. Сейчас вклад тяжелого машиностроения в ВВП страны составляет менее 1%, загрузка предприятий в среднем — не более 30%.

По оценкам Минпромторга, в 2016 году рост выпуска российского тяжелого оборудования составит 16%, до 168,6 млрд руб. В целом внутренний рынок также показал рост — на 2,5%, до 262,8 млрд руб. Доля импорта составила около 40%, доля экспорта в общем объеме выпуска упала на 2,1 п. п., до 7,1%.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Рыцев Дмитрий (Генеральный директор, Совершенные индустрии)

Каким образом можно делать упор на развитие экспорта, если технологии будут покупаться за рубежом? Это заведомо догоняющий, а скорее, добивающий путь развития. Конкурентоспособность отрасли базируется как раз на способности создавать и воспроизводить передовые технологии, которые дают возможность производить конкурентоспособную продукцию.
Снижение налоговой нагрузки в данной ситуации целесообразно только в обмен на вложения в те самые ключевые технологии, которые обеспечат конкурентоспособность отрасли, включая и человеческий капитал. Иначе такое "финансирование" быстро "уйдет в песок" ценовой конкуренции.
Если реализация предыдущей стратегии идет по пессимистическому сценарию, то есть два варианта. Либо сама стратегия неграмотная, либо реализация этой стратегии неграмотная. Самое время поставить кадровые вопросы.

Андриевский Иван (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)

Хотя Президент России недавно заявил, что тяжелое машиностроение неплохо справляется с работой в направлении импотрозамещения, ситуация в сфере в целом довольно тяжелая и хорошо, что Минпромторг это признает. Жесткая критика ситуации дает шанс на реальные изменения. Кризис в тяжмаше создавался давно и связан с целым рядом проблем. Во-первых, отсутствие высококвалифицированных инженеров. Даже если они выходят из ВУЗа, многие предприятия не могут предложить им достойные зарплаты. Происходит не приток, а отток кадров. Это очень опасная тенденция, которая развивается со времен развала СССР. В результате, продукция оказывается не конкурентоспособной, а общие объемы производства снижаются. Во-вторых, отсутствие дешевых кредитов и недостаточная поддержка частного бизнеса. Предприятия простаивают и разваливаются из-за отсутствия заказов. В-третьих, существующие логистические схемы не являются эффективными. Страна у нас большая, и работающие предприятия нередко тратят избыточные средства и время на приобретение необходимых материалов и компонентов для работы.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также