Специалисты Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара в опубликованном отчете «Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы» сделали свой прогноз относительно экономической конъюнктуры. Экономисты отмечают «исключительно благоприятную» макроэкономическую ситуацию в РФ, ввиду низкого показателя госдолга в иностранной валюте. Вдобавок, колебания инфляции в пределах целевого показателя в 4%, профицит федерального бюджета в 2.7% ВВП и рост международных резервов Центробанка стимулируют сохранение стабильности экономики.
В то же время в институте обеспокоены возможным скачком инфляции, спровоцированным высоким индексом цен производителей за прошедшее десятилетие. Между тем, начиная с 2011 года, рост цен замедлился и достиг показателя 4.3% в 2018 году.
Несмотря на все положительные тенденции, эксперты вынуждены констатировать, что в РФ довольно сложная социально-экономическая ситуация. Причины тому – сокращение реальных располагаемых доходов населения, большое количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, а также ниже среднемирового темп роста экономики.
По Вашему мнению, есть ли предпосылки для скачка цен? Как Вы оцениваете опасения, озвученные в отчете?
В целом озвученные выводы выглядят резонно. К сказанному можно добавить, что столь существенное расхождение динамики индекса потребительских цен и индекса цен производителей, наблюдаемое на данном локальном периоде времени, связано, судя по всему, с тем, что темпы инфляции сдерживаются именно сжатием потребительского спроса, так как остальные проинфляционные факторы своего воздействия не утратили. Несмотря на заверения отдельных чиновников, что негативное влияние от повышения НДС было практически исчерпано в первые два месяца этого года, на этот счет есть некоторые сомнения. Производственный цикл большинства промышленных предприятий, равно, как и ритейла и прочих компонентов, участвующих в трансляции возросшей налоговой нагрузки на потребительские цены, занимает гораздо больший срок, нежели пара месяцев и может составлять более года. Так что влияние повышения налогов и введения новых акцизов еще долго будет сказываться на ценах. Но снижающиеся уже шестой год реальные располагаемые доходы населения оказывают сдерживающее воздействие на индекс потребительских цен. Что в конечном итоге может привести и к снижению цен производителей, столкнувшихся со сокращением объемов реализации и необходимостью уменьшать маржу. С другой стороны, именно фактор сжатия потребительского спроса в силу ограниченности покупательской способности россиян может способствовать тому, что целевые значения по темпам инфляции к концу текущего года окажутся вполне достижимыми. А вот на счет 2020-го и последующих годов такой уверенности уже нет. Так как в случае понижения ключевой ставки Банком России в течение текущего года и уменьшения влияния на рост цен со стороны объемов и изменившейся структуры потребительского спроса вполне может вызвать новый виток роста индекса потребительских цен. Ну и совсем не о чем спорить с выводами экспертов в части ухудшения социально-экономической ситуации в стране. Откровенно неудачная конструкция пенсионной реформы, резкое и слабо обоснованное властями увеличение налоговой нагрузки, снижение доходов на фоне победных реляций в СМИ о неких «средних доходах» и уменьшении числа бедных, отсутствие надежных позитивных ориентиров даже на ближайшее будущее, вкупе с продолжающимся социальным расслоением и громкими антикоррупционными делами приводят к тому, что настроения россиян постепенно скатываются в область глубинного недовольства происходящим и возрастающей апатией.
По Вашему мнению, есть ли предпосылки для скачка цен? Как Вы оцениваете опасения, озвученные в отчете?
Можно отметить относительно благоприятную макроэкономическую ситуацию на фоне продолжающихся санкций, усилении политической и экономической напряжённости.
Социально-экономическая ситуация в стране, действительно, также достаточно сложная. С одной стороны, реальные доходы россиян падают и, соответственно, платёжеспособность населения снижается. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума растёт. С другой стороны, основной причиной повышения цен является рост затрат предприятий при производстве товаров и услуг. Кроме этого, предприятия могут повышать цены из-за неопределённости государственной экономической политики и ожидаемой активизации инфляционных процессов.
На государственном уровне попытки сдерживать цены при росте тарифов (ЖКХ, энергоносители, топливо и т.д.) и усилении налогового бремени являются малоэффективными.
В связи с вышеперечисленным, есть все предпосылки для роста цен, особенно в конце года.
По Вашему мнению, есть ли предпосылки для скачка цен? Как Вы оцениваете опасения, озвученные в отчете?
Рост цен-это одно из основных проявлений инфляции, причина которой кроется в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и обесценение этих знаков.
Конечно, можно и нужно надеяться на то, что прогноз Банка России сбудется, что локальный пик годовой инфляции был пройден в марте—апреле 2019 года, а годовая инфляция не превысит 5,2% и квартальные темпы прироста потребительских цен в годовом выражении замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года.
Однако, несмотря на усилия Правительства, набор основных источников инфляции не изменился и достаточно активен: это и угроза новых валютных шоков из-за изменения нефтяных цен, анонсированный рост тарифов на услуги жкх. В отличие от единого январского повышения в 1.7%, июньское повышение будет иметь региональную специфику и в среднем составит 2,4%. При этом в некоторых регионах повышение будет куда более значимым. Так, в Москве -4,8%, С.-Петербурге 4.5%, Кабардино-Балкарская Республика-4%.
Выросший с января федеральный и региональный МРОТ уже потянул за собой рост расходов организаций по страховым взносам, которые и так «подогрела» выросшая на 10-15% база по данному налогу. Отложенное решение о повышении акцизов на бензин также провоцирует корректировку цен.
Да и Правительство не отрицает 40 долл/бар., что, безусловно, предполагает девальвацию национальной валюты и очередной виток цен.
По Вашему мнению, есть ли предпосылки для скачка цен? Как Вы оцениваете опасения, озвученные в отчете?
Динамика оптовых цен многие последние годы часто отличается от динамики розничных цен во многих странах - и в США, и в Китае есть подобный разброс и часто просто расхождение. Это создаёт формальную предпосылку для компенсирующего скачка цен и в рознице. Действительно, компании не могут бесконечно компенсировать рост закупочных цен за счёт сокращения своей маржи в рознице. Тем не менее, такого ценового скачка последние годы не происходило ни в одной крупной экономике. Причин много, в том числе это происходит и за счёт последующего падения себестоимости закупок при обновлении товарной номенклатуры или переходе на нового поставщика, или падает сама цена продукции при появлении следующего поколения - заменителя и т.д. Тем не менее, феномен есть и сбрасывать его со счетов нельзя, риски инфляционного разгона в мировой экономике есть но сейчас фокус смещён с них и проблема состоит в недостаточном потребительском спросе.
По Вашему мнению, есть ли предпосылки для скачка цен? Как Вы оцениваете опасения, озвученные в отчете?
Цены производителей и потребительские цены не имеют прямой взаимосвязи. Цены производителей – это цены на товары промышленного спроса, как например сталь, или энергетическое оборудование, в крайнем случае из товаров массового спроса можно выделить автомобили. Потребительские же цены – это стоимость товаров и услуг для конечного потребителя. Поэтому рост производственных цен, на мой взгляд, не скажется существенно на росте инфляции, а скорее даже является позитивным моментом. Если на 11,7% повысились производственные цены, значит российская промышленность сумела увеличить спрос на свои товары в достаточной мере, чтобы на такую величину повысить цены. Конечно, частично такой рост цен может связан с кризисом на топливном рынке (в 2018 году стоимость топлива повысилась в среднем на 15-20%), однако если смотреть на ситуацию в целом ничего существенно негативного здесь не прослеживается.