Лучшим выходом из ситуации стали бы серьезные переговоры для формирования нового набора стандартов, которые устраивали бы всех. Скорее всего, это приведет к долгому периоду неопределенности. И это в то время, когда автомобильная промышленность вливает миллиарды долларов в развитие новейших технологий, электрических транспортных средств, автономного вождения и полного отказа от ископаемого топлива.
Чтобы разработать, спроектировать, создать и протестировать новый автомобиль необходимы годы. Промышленность требует предсказуемости и абсолютной ясности долговременных перспектив. Требования, которые могут кардинально изменяться с непредсказуемыми временными интервалами, могут быть намного хуже, чем слишком жесткие, но стабильные, как те, которые были реализованы при президенте Обаме в 2012 году.
Ребекка Линдланд является аналитиком компании Kelley Blue Book и принимала участие в пересмотре стандартов в эпоху Обамы. Она еще в ту пору говорила, что некоторое ослабление стандартов было вы вполне оправданным.
Проблема с ужесточением стандартов экономии топлива, предусмотренная планом Обамы, заключалась в том, что оно было основано на ожидании большего потребительского спроса на гибридные и электрические автомобили, чем фактически имеет место. Кроме того, покупатели автомобилей продемонстрировали еще больший спрос на внедорожники, чем ожидалось.
«Я хотела бы видеть более плавное, менее разрушительное ослабление стандартов экономии топлива», - сказала Линдленд. По ее словам, новая программа, безусловно, приведет к плачевным результатам для автомобильной промышленности.
Предложение администрации Трампа существенно снизит требования, введенные при Обаме. Предлагаемые изменения приведут к замораживанию экономии топлива и норм выбросов на уровне 2020 года и изменению порядка регулирования выбросов.
Джон Грэм из Университета Индианы, который работал над правилами экономии топлива во время администрации Джорджа У. Буша, говорит, что некоторые автопроизводители будут приветствовать агрессивный подход администрации Трампа. Для автопроизводителей, которые отстают от стандартов Обамы, любая отсрочка будет рассматриваться как помощь.
«Даже если администрация проиграет, у них может появиться дополнительная передышка, пока программа находится в разработке и обсуждении», - сказал он.
Автомобильная экономия топлива и требования к выбросам являются сложным нормативным актом. Экономия топлива регулируется Национальной администрацией безопасности дорожного движения. А нормы токсичности выхлопных газов регулируются на федеральном уровне Агентством по охране окружающей среды. Кроме того, в разных штатах, например в Калифорнии, существуют дополнительные нормативные акты для регулирования на местном уровне.
Это неудобное сочетание правил работало отлично, более или менее, в течение многих лет. Это было до тех пор, пока в 2007 году суды не постановили, что Агентством по охране окружающей среды должно регулировать выбросы углекислого газа. Углекислый газ, который вызывает глобальное потепление, отличается от других автозагрязнителей тем, что его количество просто невозможно уменьшить, не уменьшая при этом количество сжигаемого топлива. Это поставило Агентством по охране окружающей среды в положение, по сути, регулятора экономии топлива.
Калифорния также хотела регулировать выбросы CO2 на местном уровне. Это создало для автомобильной промышленности кошмарную смесь из трех противоречивых наборов требований к экономии топлива. Только к 2012 году удалось прийти к общим правилам эмиссии и экономии топлива, которые устраивали всех. К консенсусу шли путем нескольких лет непрерывных переговоров.
Помимо снижения требований к экономии топлива, администрация Трампа также хочет лишить Калифорнию права устанавливать свои собственные стандарты выбросов транспортных средств. Это станет самым серьезным камнем преткновения.
В то время как отдельные автопроизводители все еще не комментируют это предложение, крупнейшие отраслевые группы, Альянс производителей автомобилей и Ассоциация мировых автопроизводителей выразили надежду на быстрое разрешение ситуации.
«По поводу предложений администрации президента пришло время начать предметные переговоры», - говорится в совместном заявлении групп автопромышленников. «Мы настоятельно призываем Калифорнию и федеральное правительство прийти к общему решению, которое установит общие стандарты эффективности транспортных средств, удовлетворяющее потребности автопроизводителей и водителей».
В то же время автопроизводители, вероятно, будут продолжать увеличивать экономию топлива своих новых автомобилей, сказала Карла Байло, глава Мичиганского центра автомобильных исследований.
Во-первых, компании уже инвестировали время и деньги в разработку более эффективных автомобилей. Потребители за годы повышения экономичности привыкли к тому, что с каждым новым автомобилем, который они покупают, расход снижается.
Кроме того, основными автопроизводителями являются мировые компании, а в других частях мира, в отличие от США, стандарты продолжают ужесточаться все сильнее. Так что производители американских автомобилей, чтобы иметь возможность конкурировать на мировом рынке, не смогут остановиться на достигнутом, независимо от того, что говорит нынешняя администрация в Вашингтоне.
По материалам www.money.cnn.com