Проблемы становления информационного общества и его нормативного регулирования


Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества.

Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие. В ходе перманентного технического прогресса это влияние будет неуклонно возрастать и играть определяющую роль в становлении информационного общества, общества 21 века. Устойчивость такого общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями.

В рамках сложившейся политической системы одним из основных международных принципов, регулирующих наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения, является принцип уважения прав, свобод и интересов человека. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Информационный ВлголодВ» и связанное с ним состояние неопределенности в окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим сознание. В связи с этим имеется насущная необходимость в становлении и образовании информационного общества. Вполне определенно можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими показателями, по которым его возможно идентифицировать, обладает конкретными признаками. Мы живем в постиндустриальной экономической системе, где лимитирующим фактором является информация, а господствующим классом собственники информации. Понимание этого факта имеет важное значение, оказывающее непосредственное влияние на решение задачи определить и понять признаки информационного общества. На мой взгляд, логически верным представляется выделение Ракитовым А. И. признаков информационного общества в следующие три группы:

- создается сеть гигантских взаимосвязанных накопителей знания общедоступных банков знаний и данных. Доступ к этим банкам из любой точки страны и для любого гражданина в минимальный интервал времени гарантируется законом и наличием необходимых технических средств.

С этой целью необходима четкая регламентация в законодательстве гарантий реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

- большинство трудящихся занято в сфере услуг и производства информации;

- информация здесь становится товаром и наряду с информационной технологией занимает ключевое место в экономике страны.

Сегодня особенно актуальными являются задачи по разработке и анализу некоторых баз данных, хранящихся в той или иной структуре, с целью совершенствования человеческой деятельности. Для решения намеченных задач необходимо постепенно создавать единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и районного уровней и других заинтересованных организаций.

Информатизация как социально-экономический и научно-технический процесс оказывает революционное воздействие на образ жизни людей; влияет на процесс образования и работы; становится важным стимулом развития мировой экономики; дает возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы, стоящие перед ними. Информатизация в конечном ее завершении формировании информационного общества предполагает и удовлетворение потребностей социально активной части населения в информационном взаимодействии. Рассматривая положительные стороны информатизации, нельзя не говорить о том, что этот процесс на данном этапе связан с различными трудностями, наблюдающимися в настоящее время и к которым можно отнести следующие:

- противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве, что затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства, а также формирование на территории России конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации;

- необеспеченность прав граждан на доступ к информации;

- манипулирование информацией, что ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе;

- нечеткость при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства;

- недостаточность государственной поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок;

- ухудшение ситуации с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну;

- отставание отечественных информационных технологий вынуждает органы власти и управления идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм;

- утечка информации по техническим каналам;

- противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Одной из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Информационная безопасность как главнейшее направление государственной политики в информационной сфере может быть подвержена (и подвергается) различным видам угроз. Среди них существует такая угроза как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации). В нашу эпоху российские средства массовой информации научились красиво излагать самые ужасные новости, навязывая исподволь свою точку зрения на случившееся. Они переняли у Запада опыт и принципы преподнесения информации рядовому человеку, когда главное не сообщение как таковое, а то, что остается за кадром, нечто вроде 25-го кадра. ВлИнформационщикиВ» умело используют этот способ воздействия, формируя общественное мнение и преподнося готовые формы поведения в той или иной ситуации. Манипуляция общественным сознанием является самой серьезной угрозой информационной безопасности личности и общества. На мой взгляд, единственным способом устранения этой угрозы должно стать четкое законодательное регулирование отношений в сфере массовой информации. В противном случае, манипулирование информацией будет оказывать дальнейшее разрушающее воздействие и вести к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

____________________

Разуваев В.Э. Проблемы становления информационного общества и его нормативные регулирования // Сборник тезисов участников Второго Международного конгресса студентов, молодых ученых и специалистов ВлМолодежь и наука третье тысячелетиеВ»/ YSTM*02 (15 -19 апреля 2002 года): Издание региональной общественной организации научно-технической ассоциации ВлАктуальные проблемы фундаментальных наукВ». С. 171 - 173

Раздел: Интернет Просмотров страницы: 5413


 Комментарии (Всего 0)