Рассмотрение дел об ограничении свободы распространения мнений и убеждений и запрете литературы в особом производстве – возвращение упрощенных недемократических карательных практик
Продолжение Под публичным интересом мы понимаем, прежде
всего, обязанность государства
обеспечивать верховенство права, а также
признавать, соблюдать и защищать права и
свободы человека и гражданина (ст. 2
Конституции РФ) .
Существует также точка зрения, что
«публичный интерес – это частный интерес,
помноженный на количество его носителей» .
Тезис о том, что публичный интерес
совокупность частных, в том числе, и не
совпадающих интересов, быть может
несколько идеализирован и существует риск
того, что этот тезис может быть использован
для оправдания различного рода
несправедливостей и нарушения частных
интересов. Например, удовлетворение
публичного интереса может быть
осуществлено за счет нарушения какого-либо
частного интереса, однако, такой подход
будет противоречить общепризнанным
принципам верховенства права, которые
защищают от несправедливости каждого.
Полагаем, возможным высказать, что по
данному роду делу, публичный интерес
заключается в защите интересов общества и
не допущения нарушения каждого частного
законного интереса.
Тот факт, что в настоящий момент сложилась
правоприменительная практика, допускающая
рассмотрение дел о признании материалов
экстремистскими в особом производстве, на
наш взгляд, все же не означает того, что в
России такое рассмотрение стало законным. К
счастью, мы живем не в стране, где судебные
решения становятся прецедентами
обязательными и ошибочные судебные решения
остаются лишь ошибочными решениями. Хотя в
последнее время, достаточно много
говорится о возможности существования
прецедентного права в России, как о
положительной перспективе для развития
права, позволим себе привести цитату из Дж.
Свифта, которая на наш взгляд,
предостерегает нас от создания системы,
которая воспроизводила бы судебные ошибки,
возводя их в ранг права: «В этом судейском
сословии установилось правило, что все
однажды совершенное может быть законным
образом совершено вновь; на этом основании
судьи с великою заботливостью сохраняют
все старые решения, попирающие
справедливость и здравый человеческий
смысл. Эти решения известны у них под именем
прецедентов; на них ссылаются как на
авторитет, для оправдания самых
несправедливых мнений, и судьи никогда не
упускают случая руководствоваться этими
прецедентами» .
Необходимость осуществления деятельности
суда только в установленной законом
процессуальной форме вытекает из
толкований ЕСПЧ ст. 6 Конвенции». ЕСПЧ в
делах "Коэм и другие против Бельгии",
"Занд против Австрии", "Сокуренко и
Стригун ащейустановленной законом, и, таким
образом, он не может считаться органом
правосудия, "установленным законом".
Выход суда за установленную процессуальную
форму и отправления правосудия делает его
незаконным судом, поскольку законным судом
будет суд не только созданный на основе
закона, но и действующий на основе
процессуальной формы, установленной
законом .
Полагаем, что сложившаяся практика
практика рассмотрения дел о признании
литературы экстремистской в особом
производстве не является надлежащей
процедурой для ограничения
фундаментальных прав и свобод человека.
Нетраспарентность рассмотрения данной
категории дел в особом производстве,
упрощенная бесспорная процедура позволяет
утверждать, что порой мы имеем лишь
имитацию соблюдения правовой процедуры,
легализацию государственных санкций, порой
являющейся легализацией произвола.
Рассмотрение дел о признании литературы
экстремистской в особом производстве почти
ничем не отличается от практики
легализации государственных санкций через
Особые совещания, разве, что тем, что пока
еще эти дела все же рассматривают суды,
которые в силу своих функций должны
рассматривать дела объективно,
беспристрастно и справедливо.
На наш взгляд, сам факт обращения прокурора
в суды о признании материалов
экстремистскими в порядке особого
производства является одновременно
попыткой переложить бремя доказывания на …
суд. В заявлении об установлении факта,
имеющего юридическое значение, должно быть
лишь указано, для какой цели заявителю
необходимо установить данный факт ( ст. 267
ГПК РФ). В особом производстве, как
процедуре, не предусматривающей
рассмотрение споров о праве, не
предусмотрено распределения бремени
доказывания между сторонами, впрочем, в
особом производстве и сторон то не бывает. В
бесспорном производстве суды исполняют
скорее административные функции , нежели
судебные. В странах где суды
«рассматривают» бесспорные (неспорные)
дела, функции судов при рассмотрении таких
дел являются более или менее
административными и не разрешают споры об
ограничении прав и свобод.
Безусловно, рассмотрение дел об
ограничении распространения и получения
информации в особом производстве является
рассмотрением дела в ненадлежащей правовой
процедуре. Какие бы видимые выгоды
рассмотрения дел о признании материалов
экстремистскими в особом производстве не
приводились – в долгосрочной перспективе
это может просто обернуться еще одним
проигрышем в ЕСПЧ. Но самое главное даже не
в этом, а в том, что неправосудные судебные
акты подрывают доверие к судам и самому
государству. Неправосудные акты, которые
распространяют свою силу на широкие
неопределенные круги лиц, причиняют
значительно больше вреда нежели ошибочное
судебное решение по спору между 2
гражданами. Поскольку такое решение
подрывает веру в справедливое правосудие и
доверие к суду и государству уже не одного
человека. Полагаем, что с этим нужно
считаться, поскольку «доверие можно
справедливо оценить как высшую правовую
ценность» .
Полагаем, что проблема в данной области уже
давно назрела и законодатель, и Верховный
Суд РФ, на наш взгляд, должны обратить
пристальное внимание на данную область. Для
устранения недостатков в данной области не
нужно ждать Постановлений ЕСПЧ, достаточно
лишь рассмотреть суть этих дел и порочность
существующей практики будет видна
невооруженным взглядом…
Султанов Айдар Рустэмович, начальник
юридического управления ОАО
«Нижнекамскнефтехим», судья Третейского
энергетического суда, член Ассоциации по
улучшению жизни и образования
Раздел: Мнение эксперта
Просмотров страницы: 2395
|