Владимир Путин провёл заседание Совета Безопасности в расширенном составе
Обсуждались меры, направленные на
повышение эффективности деятельности
оборонно-промышленного комплекса, вопросы
стратегического планирования развития ОПК,
а также итоги серии совещаний по реализации
госпрограммы вооружения. В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы в последние три месяца провели целую
серию совещаний по вопросам реализации
госпрограммы вооружения до 2020 года: по
каждому виду и роду войск уточнили
приоритеты создания перспективных
образцов военной техники, а также сроки и
объёмы поставок новой техники в войска.
Сегодня в рамках заседания Совета
Безопасности обобщим итоги состоявшихся
обсуждений. При этом в качестве основной
темы повестки рассмотрим проблемы развития
и повышения эффективности отечественного
оборонно-промышленного комплекса. Вопрос,
как мы все с вами понимаем, носит системный,
безусловно, базовый характер.
Планы по обновлению Вооружённых Сил
масштабные, и наша промышленность, научные
и конструкторские центры, ОПК в целом
должны быть готовы в полной мере
реализовать все эти планы. Прежде всего
речь идёт о способности разрабатывать и
серийно производить военную продукцию
нового поколения, причём с расчётом на
долгосрочную перспективу.
Фактически задача сегодняшнего заседания
– согласовать и расставить все основные
акценты в стратегии планирования развития
оборонно-промышленного комплекса. При этом
мы, прежде всего, должны ориентироваться на
рост всех качественных характеристик нашей
оборонной промышленности.
Хотел бы вновь повторить: мы направляем на
госпрограмму вооружения и программу
модернизации оборонно-промышленного
комплекса беспрецедентные средства – в
предстоящее десятилетие почти 23 триллиона
рублей. Мы долго по этому вопросу говорили,
спорили, и, по сути, эти все цифры в муках
рождались. Естественно, что (и я об этом уже
много раз говорил) других денег у нас не
будет и времени больше не будет на
реализацию этих масштабных программ.
Поэтому мы должны сработать максимально
эффективно.
Все эти ресурсы должны принести адекватную
отдачу и для укрепления обороноспособности
страны, и для развития нашей
технологической, научной и экономической
базы.
Обращаю внимание: результативность работы
каждого предприятия и всего ОПК будет
оцениваться, разумеется, не по объёмам
освоенных и вложенных средств, а по
количеству и качеству выпускаемой
продукции. Нам нужны, как специалисты в этой
области говорят, «штуки», а не цифры на
бумаге, которые освоили предприятия.
Насколько она, эта программа и эта
продукция в конечном итоге,
конкурентоспособна и отвечает текущим и
перспективным потребностям армии и флота, в
этом самый главный вопрос. Какие
приоритетные технологии специального и
двойного назначения получит страна – вот
что важно. Как будет организована
подготовка специалистов и рабочих кадров.
Кстати, здесь хочу сразу сказать два слова о
кадрах: чрезвычайно важный вопрос, причём
на всех уровнях – начиная от рядовых
рабочих и инженерных кадров до
руководителей предприятий. У нас, к
сожалению, очень многие предприятия ещё
технологически в прошлом веке находятся.
Мы многое сделали по обновлению
руководящих кадров в последние годы, но,
если этого будет недостаточно, будем эту
работу продолжать, потому что только
современные люди, мыслящие по-современному,
могут организовать современное
производство.
За последние годы мы уже провели серьёзную
внутреннюю реструктуризацию ОПК. В
оборонной промышленности сформировано 55
интегрированных структур. Сейчас они
обеспечивают выпуск более 60 процентов всей
продукции ОПК.
Кроме того, мы исходим из того, что
модернизация и эффективная работа
оборонных предприятий – это серьёзный
резерв роста всей национальной экономики.
Именно в ОПК сосредоточена основная часть
передовых технологий, а более 30 процентов
от общего объёма производства составляет
продукция гражданского назначения:
продукция, которая пользуется устойчивым
спросом в энергетике, металлургической
промышленности, машиностроении, связи и
других отраслях. Это не какое-то открытие у
нас в стране – это во всём мире так
происходит. Оборонка всегда служила
локомотивом, который тащит за собой другие
отрасли производства.
И конечно, стабильность и эффективность
предприятий ОПК – это вопрос благополучия
и жизненной перспективы тысяч
квалифицированных кадров,
квалифицированных рабочих, инженеров,
конструкторов. В ОПК входят, напомню, 1353
организации и предприятия, расположенные в
64 субъектах Российской Федерации, и на них
работает более двух миллионов человек.
Посчитайте, сколько это со смежниками, с
членами семей и так далее.
Очевидно, что сегодня надо максимально
задействовать все имеющиеся механизмы: и
организационные, и финансовые, и правовые –
для укрепления конкурентоспособности и
научно-производственного потенциала
нашего ОПК. В этой связи считаю важным
активизировать работу по нескольким
ключевым направлениям.
Первое. В сжатые сроки необходимо обновить
производственные фонды и провести
технологическую модернизацию предприятий
отрасли. Мы уже отмечали, что за последние 30
лет по ряду причин – и прежде всего из-за
хронического недофинансирования –
отечественный ОПК пропустил несколько
циклов модернизации. Нужно навёрстывать
упущенное. Согласен с тем, что это крайне
сложная задача, но она решаема и должна быть
решена. Этого требуют интересы страны.
По сути, нам предстоит совершенствовать
весь механизм ОПК, нужно совершить такой же
мощный, комплексный прорыв в модернизации
оборонных отраслей, как это было ещё в 30-е
годы прошлого века. Нужно будет освоить
наукоёмкие, базовые и критические
технологии для выпуска современной
конкурентоспособной продукции. И на этой
основе обеспечить опережающий
научно-технический задел для серийного
производства перспективных систем
вооружения и военной техники, производства
в необходимом количестве и с высоким
качеством.
Второе. Благодаря системе долгосрочных
контрактов оборонные предприятия должны
выйти на экономически обоснованный уровень
рентабельности, и мы об этом очень много
говорили в последнее время. Это значит, что
предприятия должны зарабатывать столько,
чтобы хватало и на развитие, и на достойный
уровень заработной платы, и на привлечение
молодых специалистов,
высококвалифицированных кадров.
Кстати говоря, мы тоже на предыдущих
совещаниях об этом упоминали: в
определённых случаях считаю возможным
выработать систему особых грантов и
поощрений для работников, которые работают
на ключевых направлениях
оборонно-промышленного комплекса. Там
очень много современных, талантливых
молодых людей, их нужно поощрять, в том
числе и материально. Я прошу над этим
подумать.
Здесь хотел бы обратить внимание на другое:
экономическое благополучие предприятий,
высокие доходы не могут строиться на ничем
не обоснованном задирании цены, на
выбивании денег из заказчика. Напомню, что в
данном случае заказчиком является само
государство в лице Министерства обороны.
Стоимость контрактов должна быть
справедливой и понятной. При этом госбюджет
не должен оплачивать неэффективную работу.
Поэтому сквозная задача для всего ОПК – это
современная организация производства и
повышение производительности труда,
снижение издержек и накладных расходов,
внедрение энергосберегающих технологий.
Фактически нужна не только технологическая
модернизация ОПК, но и отладка всех
экономических механизмов его работы,
включая управленческие модели. Для этого
нужно прежде всего закончить всесторонний
аудит и проверку эффективности каждого
оборонного предприятия и организации.
Очевидно, что назрел вопрос о единой
ценовой политике в отношении продукции
военного назначения. Об этом тоже в
последние месяцы, даже в последние года два,
наверное, мы очень часто говорим, постоянно
возвращаемся к этому вопросу. Правила и
принципы формирования видов и моделей цен,
планирования и калькуляции себестоимости,
расчёта фактических индексов цен и
рентабельности должны утверждаться
постановлениями Правительства Российской
Федерации, а многочисленные и нередко
противоречащие друг другу ведомственные
методики и инструкции должны отменяться.
Я прошу Председателя Правительства
обратить на это самое пристальное внимание,
причём лично проконтролировать эту работу.
Нам до сих пор не удаётся выйти на единое
понимание того, как строится цена в ОПК. Всё,
что сделано в этой части, и все контракты,
которые подписаны, подписывались в ручном
режиме, мы об этом хорошо знаем. Но это же не
работа, во всяком случае не системная
работа.
Третье, на что хотел бы обратить внимание.
Предстоит усовершенствовать механизмы
частно-государственного партнёрства в
отрасли. Здесь надо ломать многие привычные
стереотипы, вроде того, что по обороной
тематике могут работать только специальные
государственные учреждения или структуры.
У нас уже есть успешный опыт, когда частные
компании разрабатывают и выпускают самую
сложную и самую востребованную, самую
чувствительную для обороноспособности
страны продукцию. Недавно, как вы знаете,
руководители нескольких таких предприятий
получили в Кремле Государственную премию
России за разработку и создание
современных радиолокационных станций.
Считаю, что следует упростить процедуру
создания новых предприятий и оборонных
производств с участием частного бизнеса.
Кроме того, нужно найти дополнительные
стимулы для привлечения к выполнению
гособоронзаказа гражданских предприятий,
высших учебных заведений и университетов,
научных центров. Я, встречаясь с
работниками этих учреждений, многократно
слышал от них о готовности и желании
работать по этой тематике. Мы знаем, что
такие возможности у них есть, они растут.
Часто приходится слышать, что частный
инвестор не знает, что будет востребовано в
оборонных секторах экономики, не может
рассчитать, окупятся ли вложенные средства.
Это действительно так, но одним из
возможных путей решения данной задачи
является создание единого банка данных с
информацией о потребностях
оборонно-промышленного комплекса, и на этой
базе можно будет облегчить привлечение
частных инвестиций.
Это также поможет оперативно обеспечивать
обмен научно-технической информацией и
трансферт инноваций между оборонными и
гражданскими секторами экономики. А там,
где это происходит, эффект очень хороший. Мы
знаем такие примеры и в авиации, и в космосе,
и в некоторых других отраслях.
Считаю принципиально важным, чтобы
предприятия ОПК независимо от форм
собственности имели чёткие ориентиры,
позволяющие планировать развитие
научно-производственной базы и кадрового,
ещё раз хочу это подчеркнуть – кадрового
потенциала на целый инновационный цикл
вперёд.
Теперь два слова о возможности
сотрудничества с инопартнёрами в этой
сфере, оно тоже возможно и тоже
востребовано. И там, где партнёры согласны
идти с нами вместе по этому направлению,
нужно, конечно, это использовать.
Использовать их наработки, использовать их
знания, опыт – здесь нет ничего зазорного.
Вместе с тем создавать «отвёрточные»
производства, собирающие зарубежные
аналоги вооружений и техники на основе
импортных узлов, агрегатов и комплектующих,
– недопустимо. Это тупиковый путь для этой
отрасли. Весь цикл: от разработки до
серийного производства и поставок
комплектующих – должен разрабатываться на
российской территории. Это гарантия нашей
национальной, технологической и оборонной
безопасности.
В завершение ещё раз обращаю внимание на
необходимость тщательного контроля за
исполнением гособоронзаказа, в том числе по
линии Военно-промышленной комиссии. На
одном из совещаний в конце прошлого года
(потом это повторилось уже в начале этого
года) я просил наши соответствующие
структуры подумать над созданием
эффективного механизма контроля. Так и не
получил до сих пор ваших предложений. До сих
пор нет. Всё это в таком вялотекущем режиме.
Если так будет продолжаться, у нас
постоянно будут срываться сроки исполнения
гособоронзаказа.
Нужно постоянно отслеживать, как
соблюдаются сроки разработки и поставок
вооружений в войска. Особое внимание
следует уделить вопросам качества
продукции и соблюдения технологических
стандартов.
Вынужден вновь напоминать, что три
последних года гособоронзаказ выполнялся с
серьёзными проблемами. В результате срывов,
затягивания сроков заключения контрактов
ряд предприятий фактически работали
вполсилы, а иногда просто простаивали, а
потом начинались авралы.
Сейчас обеспечено заключение большинства
контрактов. Это даёт возможность
предприятиям ОПК строить ритмичную работу.
Но ослаблять внимания к этой теме нельзя,
так же как нельзя ослаблять внимание к
одному из основных направлений – чёткому,
ритмичному финансированию.
Знаю, что между ведомствами здесь достигнут
определённый консенсус, договорились о
технологии работы. Главное, чтобы ничего не
срывалось между Минфином, Минобороны и
другими заинтересованными министерствами
и ведомствами.
Давайте приступим к работе.
По материалам пресс-службы Президента РФ.
Раздел: Госаппарат
Просмотров страницы: 1988
|