Антиэкстремистское законодательство становится экстремистским?
«…есть три источника несправедливости:
явное насилие, злостное улавливание в сети
под предлогом закона и жестокость самого
закона».
Френсис Бэкон «Великое восстановление
наук. Новый Органон». Длительное время в российском праве не
существовало легального термина
«экстремизм». Попытки его использования
без раскрытия в тексте закона в свое время
были пресечены Конституционным Судом РФ,
который проверяя конституционность Указа
Президента Российской Федерации от 28
октября 1992 года "О мерах по защите
конституционного строя Российской
Федерации" постановил: «Признать не
имеющим юридического значения
содержащееся в данном пункте Указа понятие
"экстремистские элементы", поскольку
оно не имеет определенного юридического
содержания, что может при применении Указа
привести к нарушению конституционных прав
граждан» (Постановление Конституционного
Суда РФ от 12 февраля 1993 г. N 3-П).
Даваемое определение в словарях
экстремизма, как «приверженность к крайним
взглядам и мерам» , не было правовым,
порождающим юридическую ответственность
или какие-либо правовые последствия.
Впервые понятие «экстремизм» в российском
праве в качестве юридического термина
возникло в связи с подписанием и
ратификацией Шанхайской конвенции от 15
июня 2001 года "О борьбе с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом". Согласно
данной Конвенции, экстремизм определяется
как "какое-либо деяние, направленное на
насильственный захват власти или
насильственное удержание власти, а также на
насильственное изменение конституционного
строя государства, а равно насильственное
посягательство на общественную
безопасность, в том числе организация в
вышеуказанных целях незаконных
вооруженных формирований или участие в
них".
В принятом позже федеральном законе от 25
июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности" под
экстремистской деятельностью
(экстремизмом) было дано более широкое
понятие, включавшее в себя, в том числе,
возбуждение расовой, национальной или
религиозной розни, а также социальной
розни, связанной с насилием или призывами к
насилию, а также пропаганду
исключительности, превосходства либо
неполноценности граждан по признаку их
отношения к религии, социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой
принадлежности; нарушение прав, свобод и
законных интересов человека и гражданина в
зависимости от его социальной, расовой,
национальной, религиозной или языковой
принадлежности или отношения к религии.
Комитет по правам человека, действующий на
основании Международного пакта о
гражданских и политических правах,
рассмотрев пятый периодический доклад
Российской Федерации (CCPR/C/RUS/2002/5) принял 6
ноября 2003 г. «Заключительные замечания
Комитета по правам человека ООН по докладу
Российской Федерации». В п. 20 данных
замечаний Комитет приветствуя усилия
Государства-участника, направленные на
запрещение и преследование групп,
распространяющих расистские и ксенофобные
взгляды, тем не менее, выразил
озабоченность тем, что определение
«экстремистской деятельности» в
федеральном законе от июля 2002 г. «О
противодействии экстремистской
деятельности» слишком расплывчатое и не
защищает граждан и организации от риска его
произвольного толкования. Комитет
рекомендовал пересмотреть указанный закон
с целью большей конкретизации понятия
«экстремистской деятельности», чтобы
исключить любую возможность произвольного
толкования, и уведомить заинтересованных
лиц о том, за какие именно действия они
будут подлежать уголовной ответственности
.
Изменения были внесены, но в Федеральном
законе от 27.07.2006 N 148-ФЗ понятие экстремизма
было расширено: при определении как
экстремисткой деятельности «возбуждение
расовой, национальной или религиозной
розни, а также социальной розни» было
удалено «связанной с насилием или
призывами к насилию».
Надо отметить, что такое изменение было
расценено, как угроза для религиозных
меньшинств и для этих опасений имелись
основания. Так например, заместитель
генерального прокурора РФ рассматривая
проблему экстремизма пришел к выводу, что
«религиозный экстремизм имеет
догматическую основу, поскольку каждая
религия стремится утвердить собственный
абсолютный и всеобъемлющий характер и
ложность других религиозных учений» .
Действительно, верующие почти каждой
конфессии заявляют, что именно их религия
дает правильные ответы на вопросы жизни и
мироздания, что, исповедуя только их
религию, можно достичь своих целей. Но
причина этому не желание кого-либо
дискриминировать. Человек, познав то, что
помогло ему, хочет также помочь другим и
хочет их уберечь от ошибок и заблуждений.
Разве такое желание может быть порицаемо?
Осуждаемы, могут быть только
насильственные действия и такие, которые
призывают к насилию. По определению
экстремизм все же только приверженность к
крайним взглядам и мерам.
Но после того, как были из закона «связанной
с насилием или призывами к насилию», возник
риск, того что утверждение об истинности
религиозного учения, может быть ошибочно
воспринято как проявление экстремизма. Тем
более, что исключив из критерия отнесения
деятельности к экстремисткой фактов
призыва к насилию и фактов насильственных
действий, возникла угроза отнесения к
экстремистской деятельности не на основе
фактов, а на основе субъективных мнений.
Так возникла угроза того, что борьба с
несправедливостью в виде борьбы с явным
насилием, может обратиться в
несправедливость в виде злостного
улавливания в сети под предлогом закона и в
несправедливость в связи с жестокостью
самого закона.
Внесенные ФЗ от 24.07.2007 N 211-ФЗ предоставили
прокуратуре возможность обращаться в суды
с заявлением о признании материалов
экстремистскими, а суды стали обязаны
рассматривать такие дела, правда, в
несколько неопределенной процедуре, ну об
этом чуть позже.
Пока же выскажем мнение, что вследствие
того, что целый ряд террористических актов
вызвал указание руководства страны
бороться с терроризмом и экстремизмом,
возросла и активность правоохранительных
органов, которым стало необходимо
отчитываться о проделанной работе по
борьбе с экстремизмом.
В то время, когда вся страна, возмущена
терактами и требует принятия эффективных
мер по недопущению угроз жизни от
террористов, правоохранительные органы, в
том числе органы прокуратуры зарабатывают
«галочки» борясь с «экстремистами» -
религиозными меньшинствами . Чей
«экстремизм» заключается лишь в том, что
они считают свою религию истинной. Пока
преследуют Свидетелей Иеговы, тех, которые
даже взятие оружия в руки не приемлют,
реальные экстремисты остаются без
внимания.
Неправедным путем, заработанные «галочки»,
являются нарушением прав человека и
основных свобод. Антиэкстремисткое
законодательство становится в результате
экстремистким по отношению к религиозным
меньшинствам, поскольку его применение
вызывает нарушение прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина в
зависимости от его религиозной
принадлежности или отношения к религии (что
является одним из проявлений
экстремизма).
В 2009 году Комитет по правам человека
рассмотрел шестой периодический доклад
Российской Федерации (CCPR/C/SR.2681) принял
заключительные замечания, в которых вновь
обратил внимание на Федеральный закон "О
противодействии экстремистской
деятельности".
Комитет, с учетом наличия многочисленных
сообщений о том, что законы об экстремизме
используются против организаций и
отдельных лиц, критикующих правительство,
выразил сожаление в связи с тем, что
определение "экстремистской
деятельности" в Федеральном законе "О
противодействии экстремистской
деятельности" осталось расплывчатым,
допускающим произвольный подход к его
применению, а также в связи с тем, что
вследствие внесенных в этот Закон в 2006 году
изменений некоторые формы диффамации
государственных должностных лиц объявлены
актами экстремизма.
Комитет выразил обеспокоенность тем, что
некоторые положения статьи 1 Федерального
закона "О противодействии
экстремистской деятельности" включают
меры, не предусмотренные в Уголовном
кодексе, а также тем насколько свободным
образом трактуется судами определение
"социальных групп" в статье 148
Уголовного кодекса и их ссылкой на мнение
различных экспертов в этом отношении,
обеспечивающая защиту государственных
органов и должностных лиц от
"экстремизма" (статьи 9 и 19).
Комитет подтвердил свою ранее
сформулированную рекомендацию (CCPR/CO/79/RUS,
пункт 20) о том, что государству-участнику
следует пересмотреть Федеральный закон
"О противодействии экстремистской
деятельности", с тем чтобы сделать
определение "экстремистской
деятельности" более точным и тем самым
исключить любую возможность его
произвольного применения, и рассмотреть
вопрос об отмене поправки 2006 года. Кроме
того, при определении, является ли
письменный материал "экстремистской
литературой", государству-участнику
следует принять все меры по обеспечению
независимости экспертов, на заключениях
которых основываются решения судов, и
гарантировать право обвиняемого на
контрэкспертизу с привлечением
альтернативного эксперта.
Было также рекомендовано дать определение
понятию "социальные группы" в том виде,
как оно предусмотрено в статье 148
Уголовного кодекса, таким образом, чтобы
оно не включало органы государства или
государственных должностных лиц.
Надо отметить, что в том виде, в котором
сейчас существует антиэкстремистское
законодательство, оно может стать
нарушением не только положений
Международного пакта о гражданских и
политических правах, но и ст. 9 (свобода
совести) и ст. 10 (свобода распространения
информации) Европейской Конвенции о защите
прав человека и основных свобод. Вряд ли
Европейский Суд по правам человека (далее
ЕСПЧ) придет к иным выводам относительно
российского законодательства о
противодействии экстремизму нежели
Комитет по правам человека. Хотя ЕСПЧ
рассматривает конкретные нарушения прав и
свобод человека, но при рассмотрении
конкретного дела, ЕСПЧ вправе рассмотреть
насколько соответствует Конвенции закон
или нормативный акт и практика их
применения.
К сожалению, зачастую дела о признании
религиозной литературы рассматриваются
кулуарно, за закрытыми дверьми, с
препятствием в участии рассмотрения дел
верующим . Известны даже случаи, когда дела
о признании материалов экстремистскими
рассматривались в особом производстве –
процедуре известной тем, что она может быть
применена лишь при отсутствии спора о
праве.
Однако признание материалов
экстремистскими есть мера, применяемая
одновременно с привлечением к
ответственности лиц, распространяющих
экстремистские материалы (ст.13 ФЗ "О
противодействии экстремистской
деятельности"). Тот факт, что
законодатель предусмотрел возможность
рассмотрения вопроса о признании
материалов экстремистскими, в том числе,
при производстве гражданского дела, отнюдь
не означает возможность рассмотрения дела
без участия лица, распространявшего
оспариваемые материалы, без возможности
предоставления им доводов в свою защиту.
Но самое тревожное, это то, что признание
материала экстремистским чаще всего не
имеет никакого отношения к фактам, а
является лишь фиксацией в судебном акте
субъективного мнения о материале, как об
экстремистском и придание данному
субъективному мнению силы судебного
решения.
Поэтому присоединимся к пожеланиям
Уполномоченного по правам человека в РФ о
том, чтобы под плохо обоснованным и
бездоказательным предлогом борьбы с
экстремизмом не было допущено
вмешательство в дела убеждений и веры
миллионов граждан, которое может
спровоцировать реальные массовые
нарушения их прав на свободу
вероисповедания и социально-религиозные
конфликты в нашей стране, и тем самым не
было допущено повторения практики запретов
и гонений в отношении инаковерующих и
инакомыслящих, свойственных
недемократическим, тоталитарным
государствам .
Опубликовано Газета "эж-ЮРИСТ" № 22 (2010
г.)
Раздел: Мнение эксперта
Просмотров страницы: 8218
|
|
litva90. Да, Айдар Султанов - это один из основателей саентологии в России, а Европейский Суд по правам человека - это один из основателей саентологии в Европе, а комитет по правам человека - это один из основателей саентологии во всем мире и т.д.
Как страшно жить…..
|
|
litva90
|
Айдар Султанов - это один из основателей саентологии в России?
|
|