Проблемы становления информационного общества и его нормативного регулирования
Современный этап развития общества
характеризуется возрастающей ролью
информационной сферы, являющейся
системообразующим фактором жизни
человечества. Информационная сфера - сфера общественной
жизни, образуемая совокупностью: субъектов
информационного взаимодействия;
собственно информации; информационной
инфраструктуры и общественных отношений в
связи с формированием, передачей,
распространением и хранением информации,
обменом информацией внутри общества.
Информационная сфера оказывает огромное
влияние на социальную и политическую
составляющие. В ходе перманентного
технического прогресса это влияние будет
неуклонно возрастать и играть определяющую
роль в становлении информационного
общества, общества 21 века. Устойчивость
такого общества основывается на
стимулирующих развитие человека
демократических ценностях, таких как
свободный обмен информацией и знаниями.
В рамках сложившейся политической системы
одним из основных международных принципов,
регулирующих наиболее важные для данной
ступени цивилизации межгосударственные
отношения, является принцип уважения прав,
свобод и интересов человека. Интересы
личности в информационной сфере
заключаются в реализации конституционных
прав человека и гражданина на доступ к
информации, на использование информации в
интересах осуществления не запрещенной
законом деятельности, физического,
духовного и интеллектуального развития, а
также в защите информации, обеспечивающей
личную безопасность. Информационный
ВлголодВ» и связанное с ним состояние
неопределенности в окружающей
действительности становятся главным
диссонансом, т. е. фактором,
дестабилизирующим сознание. В связи с этим
имеется насущная необходимость в
становлении и образовании информационного
общества. Вполне определенно можно сказать,
что информационное общество, как и любое
другое общество со своими показателями, по
которым его возможно идентифицировать,
обладает конкретными признаками. Мы живем в
постиндустриальной экономической системе,
где лимитирующим фактором является
информация, а господствующим классом
собственники информации. Понимание этого
факта имеет важное значение, оказывающее
непосредственное влияние на решение задачи
определить и понять признаки
информационного общества. На мой взгляд,
логически верным представляется выделение
Ракитовым А. И. признаков информационного
общества в следующие три группы:
- создается сеть гигантских
взаимосвязанных накопителей знания
общедоступных банков знаний и данных.
Доступ к этим банкам из любой точки страны и
для любого гражданина в минимальный
интервал времени гарантируется законом и
наличием необходимых технических
средств.
С этой целью необходима четкая
регламентация в законодательстве гарантий
реализации права на поиск, получение,
передачу и использование информации;
- большинство трудящихся занято в сфере
услуг и производства информации;
- информация здесь становится товаром и
наряду с информационной технологией
занимает ключевое место в экономике
страны.
Сегодня особенно актуальными являются
задачи по разработке и анализу некоторых
баз данных, хранящихся в той или иной
структуре, с целью совершенствования
человеческой деятельности. Для решения
намеченных задач необходимо постепенно
создавать единое информационное
пространство административных органов
федерального, регионального и районного
уровней и других заинтересованных
организаций.
Информатизация как
социально-экономический и
научно-технический процесс оказывает
революционное воздействие на образ жизни
людей; влияет на процесс образования и
работы; становится важным стимулом
развития мировой экономики; дает
возможность всем частным лицам, фирмам и
сообществам, занимающимся
предпринимательской деятельностью, более
эффективно и творчески решать
экономические и социальные проблемы,
стоящие перед ними. Информатизация в
конечном ее завершении формировании
информационного общества предполагает и
удовлетворение потребностей социально
активной части населения в информационном
взаимодействии. Рассматривая
положительные стороны информатизации,
нельзя не говорить о том, что этот процесс
на данном этапе связан с различными
трудностями, наблюдающимися в настоящее
время и к которым можно отнести следующие:
- противоречивость и неразвитость
правового регулирования общественных
отношений в информационном пространстве,
что затрудняет поддержание необходимого
баланса интересов личности, общества и
государства, а также формирование на
территории России конкурентоспособных
российских информационных агентств и
средств массовой информации;
- необеспеченность прав граждан на доступ
к информации;
- манипулирование информацией, что ведет к
дестабилизации социально-политической
обстановки в обществе;
- нечеткость при проведении
государственной политики в области
формирования российского информационного
пространства;
- недостаточность государственной
поддержки деятельности российских
информационных агентств по продвижению их
продукции на зарубежный информационный
рынок;
- ухудшение ситуации с обеспечением
сохранности сведений, составляющих
государственную тайну;
- отставание отечественных
информационных технологий вынуждает
органы власти и управления идти по пути
закупок импортной техники и привлечения
иностранных фирм;
- утечка информации по техническим
каналам;
- противоправное применение специальных
средств воздействия на индивидуальное,
групповое и общественное сознание.
Одной из составляющих национальных
интересов Российской Федерации в
информационной сфере является защита
информационных ресурсов от
несанкционированного доступа, обеспечение
безопасности информационных и
телекоммуникационных систем, как уже
развернутых, так и создаваемых на
территории России. Информационная
безопасность как главнейшее направление
государственной политики в информационной
сфере может быть подвержена (и
подвергается) различным видам угроз. Среди
них существует такая угроза как
манипулирование информацией
(дезинформация, сокрытие или искажение
информации). В нашу эпоху российские
средства массовой информации научились
красиво излагать самые ужасные новости,
навязывая исподволь свою точку зрения на
случившееся. Они переняли у Запада опыт и
принципы преподнесения информации
рядовому человеку, когда главное не
сообщение как таковое, а то, что остается за
кадром, нечто вроде 25-го кадра.
ВлИнформационщикиВ» умело используют этот
способ воздействия, формируя общественное
мнение и преподнося готовые формы
поведения в той или иной ситуации.
Манипуляция общественным сознанием
является самой серьезной угрозой
информационной безопасности личности и
общества. На мой взгляд, единственным
способом устранения этой угрозы должно
стать четкое законодательное
регулирование отношений в сфере массовой
информации. В противном случае,
манипулирование информацией будет
оказывать дальнейшее разрушающее
воздействие и вести к дестабилизации
социально-политической обстановки в
обществе.
____________________
Разуваев В.Э. Проблемы становления
информационного общества и его нормативные
регулирования // Сборник тезисов участников
Второго Международного конгресса
студентов, молодых ученых и специалистов
ВлМолодежь и наука третье тысячелетиеВ»/
YSTM*02 (15 -19 апреля 2002 года): Издание
региональной общественной организации
научно-технической ассоциации
ВлАктуальные проблемы фундаментальных
наукВ». С. 171 - 173
Раздел: Интернет
Просмотров страницы: 5412
|