Военная доктрина Российской Федерации
Утверждена Указом Президента Российской
Федерации. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Военная доктрина Российской Федерации
(далее – Военная доктрина) является одним
из основных документов стратегического
планирования в Российской Федерации и
представляет собой систему официально
принятых в государстве взглядов на
подготовку к вооруженной защите и
вооруженную защиту Российской Федерации.
2. В Военной доктрине учитываются основные
положения Военной доктрины Российской
Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года,
Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, а также
соответствующие положения Концепции
внешней политики Российской Федерации 2008
года и Морской доктрины Российской
Федерации на период до 2020 года.
Военная доктрина основана на положениях
военной теории и направлена на ее
дальнейшее развитие.
3. Правовую основу Военной доктрины
составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации в области
обороны, контроля над вооружениями и
разоружения, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, а также
нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации.
4. Военная доктрина отражает приверженность
Российской Федерации использованию
политических, дипломатических, правовых,
экономических, экологических,
информационных, военных и других
инструментов защиты национальных
интересов Российской Федерации и
интересов ее союзников.
5. Положения Военной доктрины
конкретизируются в посланиях Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации и могут
корректироваться в рамках стратегического
планирования в военной сфере (военного
планирования).
Реализация Военной доктрины достигается
путем централизации государственного
управления в военной области и
осуществляется в соответствии с
федеральным законодательством,
нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти.
6. В Военной доктрине используются
следующие основные понятия:
а) военная безопасность Российской
Федерации (далее – военная безопасность) –
состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства
от внешних и внутренних военных угроз,
связанных с применением военной силы или
угрозой ее применения, характеризуемое
отсутствием военной угрозы либо
способностью ей противостоять;
б) военная опасность – состояние
межгосударственных или
внутригосударственных отношений,
характеризуемое совокупностью факторов,
способных при определенных условиях
привести к возникновению военной угрозы;
в) военная угроза – состояние
межгосударственных или
внутригосударственных отношений,
характеризуемое реальной возможностью
возникновения военного конфликта между
противостоящими сторонами, высокой
степенью готовности какого-либо
государства (группы государств),
сепаратистских (террористических)
организаций к применению военной силы
(вооруженному насилию);
г) военный конфликт – форма разрешения
межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с
применением военной силы (понятие
охватывает все виды вооруженного
противоборства, включая крупномасштабные,
региональные, локальные войны и
вооруженные конфликты);
д) вооруженный конфликт – вооруженное
столкновение ограниченного масштаба между
государствами (международный вооруженный
конфликт) или противостоящими сторонами в
пределах территории одного государства
(внутренний вооруженный конфликт);
е) локальная война – война между двумя и
более государствами, преследующая
ограниченные военно-политические цели, в
которой военные действия ведутся в
границах противоборствующих государств и
которая затрагивает преимущественно
интересы только этих государств
(территориальные, экономические,
политические и другие);
ж) региональная война – война с участием
двух и более государств одного региона,
ведущаяся национальными или коалиционными
вооруженными силами с применением как
обычных, так и ядерных средств поражения, на
территории региона с прилегающими к нему
акваториями и в воздушном (космическом)
пространстве над ним, в ходе которой
стороны будут преследовать важные
военно-политические цели;
з) крупномасштабная война – война между
коалициями государств или крупнейшими
государствами мирового сообщества, в
которой стороны будут преследовать
радикальные военно-политические цели.
Крупномасштабная война может стать
результатом эскалации вооруженного
конфликта, локальной или региональной
войны с вовлечением значительного
количества государств разных регионов
мира. Она потребует мобилизации всех
имеющихся материальных ресурсов и духовных
сил государств-участников;
и) военная политика – деятельность
государства по организации и
осуществлению обороны и обеспечению
безопасности Российской Федерации, а также
интересов ее союзников;
к) военная организация государства (далее –
военная организация) – совокупность
органов государственного и военного
управления, Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов (далее –
Вооруженные Силы и другие войска),
составляющих ее основу и осуществляющих
свою деятельность военными методами, а
также части производственного и научного
комплексов страны, совместная деятельность
которых направлена на подготовку к
вооруженной защите и вооруженную защиту
Российской Федерации;
л) военное планирование – определение
порядка и способов реализации целей и задач
развития военной организации,
строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск, их применения и всестороннего
обеспечения.
II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. Мировое развитие на современном этапе
характеризуется ослаблением
идеологической конфронтации, снижением
уровня экономического, политического и
военного влияния одних государств (групп
государств) и союзов и ростом влияния
других государств, претендующих на
всеобъемлющее доминирование,
многополярностью и глобализацией
разнообразных процессов.
Неурегулированными остаются многие
региональные конфликты. Сохраняются
тенденции к их силовому разрешению, в том
числе в регионах, граничащих с Российской
Федерацией. Существующая архитектура
(система) международной безопасности,
включая ее международно-правовые
механизмы, не обеспечивает равной
безопасности всех государств.
При этом, несмотря на снижение вероятности
развязывания против Российской Федерации
крупномасштабной войны с применением
обычных средств поражения и ядерного
оружия, на ряде направлений военные
опасности Российской Федерации
усиливаются.
8. Основные внешние военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал
Организации Североатлантического договора
(НАТО) глобальными функциями, реализуемыми
в нарушение норм международного права,
приблизить военную инфраструктуру стран –
членов НАТО к границам Российской
Федерации, в том числе путем расширения
блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в
отдельных государствах и регионах и
подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских
контингентов иностранных государств (групп
государств) на территориях сопредельных с
Российской Федерацией и ее союзниками
государств, а также в прилегающих
акваториях;
г) создание и развертывание систем
стратегической противоракетной обороны,
подрывающих глобальную стабильность и
нарушающих сложившееся соотношение сил в
ракетно-ядерной сфере, а также
милитаризация космического пространства,
развертывание стратегических неядерных
систем высокоточного оружия;
д) территориальные претензии к Российской
Федерации и ее союзникам, вмешательство в
их внутренние дела;
е) распространение оружия массового
поражения, ракет и ракетных технологий,
увеличение количества государств,
обладающих ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными государствами
международных договоренностей, а также
несоблюдение ранее заключенных
международных договоров в области
ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях
сопредельных с Российской Федерацией
государств в нарушение Устава ООН и других
норм международного права;
и) наличие (возникновение) очагов и
эскалация вооруженных конфликтов на
территориях сопредельных с Российской
Федерацией и ее союзниками государств;
к) распространение международного
терроризма;
л) возникновение очагов межнациональной
(межконфессиональной) напряженности,
деятельность международных вооруженных
радикальных группировок в районах,
прилегающих к государственной границе
Российской Федерации и границам ее
союзников, а также наличие территориальных
противоречий, рост сепаратизма и
насильственного (религиозного) экстремизма
в отдельных регионах мира.
9. Основные внутренние военные опасности:
а) попытки насильственного изменения
конституционного строя Российской
Федерации;
б) подрыв суверенитета, нарушение единства
и территориальной целостности Российской
Федерации;
в) дезорганизация функционирования органов
государственной власти, важных
государственных, военных объектов и
информационной инфраструктуры Российской
Федерации.
10. Основные военные угрозы:
а) резкое обострение военно-политической
обстановки (межгосударственных отношений)
и создание условий для применения военной
силы;
б) воспрепятствование работе систем
государственного и военного управления
Российской Федерации, нарушение
функционирования ее стратегических
ядерных сил, систем предупреждения о
ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных
боеприпасов, атомной энергетики, атомной,
химической промышленности и других
потенциально опасных объектов;
в) создание и подготовка незаконных
вооруженных формирований, их деятельность
на территории Российской Федерации или на
территориях ее союзников;
г) демонстрация военной силы в ходе
проведения учений на территориях
сопредельных с Российской Федерацией или
ее союзниками государств с провокационными
целями;
д) активизация деятельности вооруженных
сил отдельных государств (групп государств)
с проведением частичной или полной
мобилизации, переводом органов
государственного и военного управления
этих государств на работу в условиях
военного времени.
11. Военные конфликты характеризуются
целями, способами и средствами достижения
этих целей, масштабами и сроками военных
действий, формами и способами вооруженной
борьбы и применяемыми вооружением и
военной техникой.
12. Характерные черты современных военных
конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и
сил и средств невоенного характера;
б) массированное применение систем
вооружения и военной техники, основанных на
новых физических принципах и сопоставимых
по эффективности с ядерным оружием;
в) расширение масштабов применения войск
(сил) и средств, действующих в
воздушно-космическом пространстве;
г) усиление роли информационного
противоборства;
д) сокращение временных параметров
подготовки к ведению военных действий;
е) повышение оперативности управления в
результате перехода от строго вертикальной
системы управления к глобальным сетевым
автоматизированным системам управления
войсками (силами) и оружием;
ж) создание на территориях
противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
13. Особенности современных военных
конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б) наличие широкого спектра
военно-политических, экономических,
стратегических и иных целей;
в) возрастание роли современных
высокоэффективных систем оружия, а также
перераспределение роли различных сфер
вооруженной борьбы;
г) заблаговременное проведение мероприятий
информационного противоборства для
достижения политических целей без
применения военной силы, а в последующем –
в интересах формирования благоприятной
реакции мирового сообщества на применение
военной силы.
14. Военные конфликты будут отличаться
скоротечностью, избирательностью и высокой
степенью поражения объектов, быстротой
маневра войсками (силами) и огнем,
применением различных мобильных
группировок войск (сил). Овладение
стратегической инициативой, сохранение
устойчивого государственного и военного
управления, обеспечение превосходства на
земле, море и в воздушно-космическом
пространстве станут решающими факторами
достижения поставленных целей.
15. Для военных действий будет характерно
возрастающее значение высокоточного,
электромагнитного, лазерного,
инфразвукового оружия,
информационно-управляющих систем,
беспилотных летательных и автономных
морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружений и
военной техники.
16. Ядерное оружие будет оставаться важным
фактором предотвращения возникновения
ядерных военных конфликтов и военных
конфликтов с применением обычных средств
поражения (крупномасштабной войны,
региональной войны).
В случае возникновения военного конфликта
с применением обычных средств поражения
(крупномасштабной войны, региональной
войны), ставящего под угрозу само
существование государства, обладание
ядерным оружием может привести к
перерастанию такого военного конфликта в
ядерный военный конфликт.
III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17. Основные задачи военной политики
Российской Федерации определяются
Президентом Российской Федерации в
соответствии с федеральным
законодательством, Стратегией
национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года и настоящей Военной
доктриной.
Военная политика Российской Федерация
направлена на недопущение гонки
вооружений, сдерживание и предотвращение
военных конфликтов, совершенствование
военной организации, форм и способов
применения Вооруженных Сил и других войск,
а также средств поражения в целях обороны и
обеспечения безопасности Российской
Федерации, а также интересов ее союзников.
Деятельность Российской Федерации по
сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов
18. Российская Федерация обеспечивает
постоянную готовность Вооруженных Сил и
других войск к сдерживанию и
предотвращению военных конфликтов, к
вооруженной защите Российской Федерации и
ее союзников в соответствии с нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации.
Недопущение ядерного военного конфликта,
как и любого другого военного конфликта, –
важнейшая задача Российской Федерации.
19. Основные задачи Российской Федерации по
сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов:
а) оценка и прогнозирование развития
военно-политической обстановки на
глобальном и региональном уровне, а также
состояния межгосударственных отношений в
военно-политической сфере с использованием
современных технических средств и
информационных технологий;
б) нейтрализация возможных военных
опасностей и военных угроз политическими,
дипломатическими и иными невоенными
средствами;
в) поддержание стратегической стабильности
и потенциала ядерного сдерживания на
достаточном уровне;
г) поддержание Вооруженных Сил и других
войск в заданной степени готовности к
боевому применению;
д) укрепление системы коллективной
безопасности в рамках Организации договора
о коллективной безопасности (ОДКБ) и
наращивание ее потенциала, усиление
взаимодействия в области международной
безопасности в рамках Содружества
Независимых Государств (СНГ), Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ) и Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС), развитие отношений в
этой сфере с другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО);
е) расширение круга государств-партнеров и
развитие сотрудничества с ними на основе
общих интересов в сфере укрепления
международной безопасности в соответствии
с положениями Устава ООН и другими нормами
международного права;
ж) соблюдение международных договоров в
области ограничения и сокращения
стратегических наступательных
вооружений;
з) заключение и реализация соглашений в
области контроля над обычными
вооружениями, а также осуществление мер по
укреплению взаимного доверия;
и) создание механизмов регулирования
двустороннего и многостороннего
сотрудничества в области противоракетной
обороны;
к) заключение международного договора о
предотвращении размещения в космическом
пространстве любых видов оружия;
л) участие в международной миротворческой
деятельности, в том числе под эгидой ООН и в
рамках взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
м) участие в борьбе с международным
терроризмом.
Применение Вооруженных Сил и других
войск.
Основные задачи Вооруженных Сил и других
войск в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в
военное время
20. Российская Федерация считает
правомерным применение Вооруженных Сил и
других войск для отражения агрессии против
нее и (или) ее союзников, поддержания
(восстановления) мира по решению Совета
Безопасности ООН, других структур
коллективной безопасности, а также для
обеспечения защиты своих граждан,
находящихся за пределами Российской
Федерации, в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации.
Применение Вооруженных Сил и других войск в
мирное время осуществляется по решению
Президента Российской Федерации в порядке,
установленном федеральным
законодательством.
21. Российская Федерация рассматривает
вооруженное нападение на государство –
участника Союзного государства или любые
действия с применением военной силы против
него как акт агрессии против Союзного
государства и осуществит ответные меры.
Российская Федерация рассматривает
вооруженное нападение на государство –
члена ОДКБ как агрессию против всех
государств -членов ОДКБ и осуществит в этом
случае меры в соответствии с Договором о
коллективной безопасности.
22. В рамках выполнения мероприятий
стратегического сдерживания силового
характера Российской Федерацией
предусматривается применение
высокоточного оружия.
Российская Федерация оставляет за собой
право применить ядерное оружие в ответ на
применение против нее и (или) ее союзников
ядерного и других видов оружия массового
поражения, а также в случае агрессии против
Российской Федерации с применением
обычного оружия, когда под угрозу
поставлено само существование
государства.
Решение о применении ядерного оружия
принимается Президентом Российской
Федерации.
23. Выполнение стоящих перед Вооруженными
Силами и другими войсками задач
организуется и осуществляется в
соответствии с Планом применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
Мобилизационным планом Вооруженных Сил
Российской Федерации, указами Президента
Российской Федерации, приказами и
директивами Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации,
другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации и документами
стратегического планирования по вопросам
обороны.
24. Российская Федерация выделяет воинские
контингенты в состав миротворческих сил
ОДКБ для участия в операциях по поддержанию
мира по решению Совета коллективной
безопасности ОДКБ. Российская Федерация
выделяет воинские контингенты в состав
Коллективных сил оперативного
реагирования ОДКБ (КСОР) в целях
оперативного реагирования на военные
угрозы государствам – членам ОДКБ и
решения иных задач, определенных Советом
коллективной безопасности ОДКБ, для их
применения в порядке, предусмотренном
Соглашением о порядке оперативного
развертывания, применения и всестороннего
обеспечения Коллективных сил быстрого
развертывания Центральноазиатского
региона коллективной безопасности.
25. Для осуществления миротворческих
операций по мандату ООН или по мандату СНГ
Российская Федерация предоставляет
воинские контингенты в порядке,
установленном федеральным
законодательством и международными
договорами Российской Федерации.
26. В целях защиты интересов Российской
Федерации и ее граждан, поддержания
международного мира и безопасности
формирования Вооруженных Сил Российской
Федерации могут оперативно использоваться
за пределами Российской Федерации в
соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права,
международными договорами Российской
Федерации и федеральным
законодательством.
27. Основные задачи Вооруженных Сил и других
войск в мирное время:
а) защита суверенитета Российской
Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории;
б) стратегическое сдерживание, в том числе
предотвращение военных конфликтов;
в) поддержание состава, состояния боевой и
мобилизационной готовности и подготовки
стратегических ядерных сил, сил и средств,
обеспечивающих их функционирование и
применение, а также систем управления на
уровне, гарантирующем нанесение заданного
ущерба агрессору в любых условиях
обстановки;
г) своевременное предупреждение Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации о
воздушно-космическом нападении, оповещение
органов государственного и военного
управления, войск (сил) о военных опасностях
и военных угрозах;
д) поддержание способности Вооруженных Сил
и других войск к заблаговременному
развертыванию группировок войск (сил) на
потенциально опасных стратегических
направлениях, а также их готовности к
боевому применению;
е) обеспечение противовоздушной обороны
важнейших объектов Российской Федерации и
готовность к отражению ударов средств
воздушно-космического нападения;
ж) развертывание и поддержание в
стратегической космической зоне
орбитальных группировок космических
аппаратов, обеспечивающих деятельность
Вооруженных Сил Российской Федерации;
з) охрана важных государственных и военных
объектов, объектов на коммуникациях и
специальных грузов;
и) оперативное оборудование территории
Российской Федерации и подготовка
коммуникаций в целях обороны, в том числе
строительство и реконструкция объектов
специального назначения, строительство и
капитальный ремонт автомобильных дорог,
имеющих оборонное значение;
к) защита граждан Российской Федерации за
пределами Российской Федерации от
вооруженного нападения на них;
л) участие в операциях по поддержанию
(восстановлению) международного мира и
безопасности, принятие мер для
предотвращения (устранения) угрозы миру,
подавление актов агрессии (нарушения мира)
на основании решений Совета Безопасности
ООН или иных органов, уполномоченных
принимать такие решения в соответствии с
международным правом;
м) борьба с пиратством, обеспечение
безопасности судоходства;
н) обеспечение безопасности экономической
деятельности Российской Федерации в
Мировом океане;
о) борьба с терроризмом;
п) подготовка к проведению мероприятий по
территориальной обороне и гражданской
обороне;
р) участие в охране общественного порядка,
обеспечении общественной безопасности;
с) участие в ликвидации чрезвычайных
ситуаций и восстановление объектов
специального назначения;
т) участие в обеспечении режима
чрезвычайного положения.
28. Основные задачи Вооруженных Сил и других
войск в период непосредственной угрозы
агрессии:
а) осуществление комплекса дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
уровня угрозы агрессии и повышение уровня
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил и других войск, в целях
проведения мобилизационного и
стратегического развертывания;
б) поддержание потенциала ядерного
сдерживания в установленной степени
готовности;
в) участие в обеспечении режима военного
положения;
г) осуществление мероприятий по
территориальной обороне, а также
выполнение в установленном порядке
мероприятий гражданской обороны;
д) выполнение международных обязательств
Российской Федерации по коллективной
обороне, отражение или предотвращение в
соответствии с нормами международного
права вооруженного нападения на другое
государство, обратившееся к Российской
Федерации с соответствующей просьбой.
29. Основными задачами Вооруженных Сил и
других войск в военное время являются
отражение агрессии против Российской
Федерации и ее союзников, нанесение
поражения войскам (силам) агрессора,
принуждение его к прекращению военных
действий на условиях, отвечающих интересам
Российской Федерации и ее союзников.
Развитие военной организации.
Строительство и развитие Вооруженных Сил и
других войск
30. Основные задачи развития военной
организации:
а) приведение структуры, состава и
численности компонентов военной
организации в соответствие с задачами в
мирное время, в период непосредственной
угрозы агрессии и в военное время с учетом
выделения на эти цели достаточного
количества финансовых, материальных и иных
ресурсов. Планируемые количество и сроки
выделения указанных ресурсов отражаются в
документах планирования долгосрочного
социально-экономического развития
Российской Федерации;
б) повышение эффективности и безопасности
функционирования системы государственного
и военного управления;
в) совершенствование системы
противовоздушной обороны и создание
системы воздушно-космической обороны
Российской Федерации;
г) совершенствование военно-экономического
обеспечения военной организации на основе
рационального использования финансовых,
материальных и иных ресурсов;
д) совершенствование военного
планирования;
е) совершенствование территориальной
обороны и гражданской обороны;
ж) совершенствование системы создания
запаса мобилизационных ресурсов, в том
числе запасов вооружения, военной и
специальной техники, а также
материально-технических средств;
з) повышение эффективности
функционирования системы эксплуатации и
ремонта вооружения, военной и специальной
техники;
и) создание интегрированных структур
материально-технического, социального,
медицинского и научного обеспечения в
Вооруженных Силах и других войсках, а также
учреждений военного образования и
подготовки кадров;
к) совершенствование системы
информационного обеспечения Вооруженных
Сил и других войск;
л) повышение престижа военной службы,
всесторонняя подготовка к ней граждан
Российской Федерации;
м) обеспечение военно-политического и
военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными
государствами.
31. Основные приоритеты развития военной
организации:
а) совершенствование системы управления
военной организацией и повышение
эффективности ее функционирования;
б) развитие мобилизационной базы военной
организации и обеспечение
мобилизационного развертывания
Вооруженных Сил и других войск;
в) обеспечение необходимой степени
укомплектования, оснащения, обеспечения
соединений, воинских частей и формирований
постоянной готовности и требуемого уровня
их подготовки;
г) повышение качества подготовки кадров и
военного образования, а также наращивание
военно-научного потенциала.
32. Основная задача строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск –
приведение их структуры, состава и
численности в соответствие с
прогнозируемыми военными угрозами,
содержанием и характером военных
конфликтов, текущими и перспективными
задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в
военное время, а также политическими,
социально-экономическими,
демографическими и военно-техническими
условиями и возможностями Российской
Федерации.
33. В строительстве и развитии Вооруженных
Сил и других войск Российская Федерация
исходит из необходимости:
а) совершенствования
организационно-штатной структуры и состава
видов и родов войск Вооруженных Сил и
других войск и оптимизации штатной
численности военнослужащих;
б) обеспечения рационального соотношения
соединений и воинских частей постоянной
готовности и соединений и воинских частей,
предназначенных для мобилизационного
развертывания Вооруженных Сил и других
войск;
в) повышения качества оперативной, боевой,
специальной и мобилизационной
подготовки;
г) совершенствования взаимодействия между
видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и
другими войсками;
д) обеспечения современными образцами
вооружения, военной и специальной техники
(материально-техническими средствами) и их
качественного освоения;
е) интеграции и скоординированного
развития систем технического, тылового и
других видов обеспечения Вооруженных Сил и
других войск, а также систем военного
образования и воспитания, подготовки
кадров, военной науки;
ж) подготовки высокопрофессиональных,
преданных Отечеству военнослужащих,
повышения престижа военной службы.
34. Выполнение основной задачи
строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск достигается путем:
а) формирования и последовательной
реализации военной политики;
б) эффективного военно-экономического
обеспечения и достаточного финансирования
Вооруженных Сил и других войск;
в) повышения качественного уровня
оборонно-промышленного комплекса;
г) обеспечения надежного функционирования
системы управления Вооруженными Силами и
другими войсками в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в
военное время;
д) поддержания способностей экономики
страны обеспечить потребности Вооруженных
Сил и других войск;
е) поддержания мобилизационной базы в
состоянии, обеспечивающем проведение
мобилизационного и стратегического
развертывания Вооруженных Сил и других
войск;
ж) создания сил гражданской обороны
постоянной готовности, способных выполнять
свои функции в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в
военное время;
з) совершенствования системы дислокации
(базирования) Вооруженных Сил и других
войск, в том числе за пределами территории
Российской Федерации, в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации и федеральным
законодательством;
и) создания эшелонированной по
стратегическим и операционным
направлениям системы военной
инфраструктуры;
к) заблаговременного создания запаса
мобилизационных ресурсов;
л) оптимизации количества военных
образовательных учреждений
профессионального образования в сочетании
с федеральными государственными
образовательными учреждениями высшего
профессионального образования, в которых
проводится обучение граждан Российской
Федерации по программе военной подготовки,
а также оснащения их современной
материально-технической базой;
м) повышения уровня социального
обеспечения военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их
семей, а также гражданского персонала
Вооруженных Сил и других войск;
н) реализации установленных федеральным
законодательством социальных гарантий
военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, повышения
качества их жизни;
о) совершенствования системы
комплектования военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту и
по призыву, с преимущественным
укомплектованием должностей рядового и
сержантского состава, обеспечивающих
боеспособность соединений и воинских
частей Вооруженных Сил и других войск,
военнослужащими, проходящими военную
службу по контракту;
п) укрепления организованности,
правопорядка и воинской дисциплины, а также
профилактики и пресечения коррупционных
проявлений;
р) совершенствования допризывной
подготовки и военно-патриотического
воспитания граждан;
с) обеспечения государственного и
гражданского контроля деятельности
федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области обороны.
Военное планирование
35. Военное планирование организуется и
осуществляется в целях реализации
согласованных по срокам и обеспеченных
ресурсами мероприятий развития военной
организации, а также строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их
эффективного применения.
36. Основные задачи военного планирования:
а) определение согласованных целей, задач и
мероприятий строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск, их
применения, а также развития
соответствующей научно-технической и
производственно-технологической базы;
б) выбор оптимальных направлений
строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск, форм и способов их применения
исходя из прогнозов развития
военно-политической обстановки, военных
опасностей и военных угроз, уровня
социально-экономического развития
Российской Федерации;
в) достижение соответствия ресурсного
обеспечения Вооруженных Сил и других войск
задачам их строительства, развития и
применения;
г) разработка документов краткосрочного,
среднесрочного и долгосрочного
планирования, учет результатов выполнения
планов (программ) строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск;
д) организация контроля выполнения планов
(программ) строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск;
е) своевременная корректировка документов
военного планирования.
37. Военное планирование осуществляется в
соответствии с Положением о военном
планировании в Российской Федерации.
IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБОРОНЫ
38. Основной задачей военно-экономического
обеспечения обороны является создание
условий для устойчивого развития и
поддержания возможностей
военно-экономического и
военно-технического потенциалов
государства на уровне, необходимом для
реализации военной политики и надежного
удовлетворения потребностей военной
организации в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в
военное время.
39. Задачи военно-экономического
обеспечения обороны:
а) достижение уровня финансового и
материально-технического обеспечения
военной организации, достаточного для
решения возложенных на нее задач;
б) оптимизация расходов на оборону,
рациональное планирование и распределение
финансовых и материальных ресурсов,
направляемых на обеспечение военной
организации, повышение эффективности их
использования;
в) своевременное и полное ресурсное
обеспечение выполнения планов (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск, их применения, боевой,
специальной и мобилизационной подготовки и
других потребностей военной организации;
г) концентрация научных сил, финансовых и
материально-технических ресурсов для
создания условий качественного оснащения
(переоснащения) Вооруженных Сил и других
войск;
д) интеграция в определенных сферах
производства гражданского и военного
секторов экономики, координация
военно-экономической деятельности
государства в интересах обеспечения
обороны;
е) обеспечение правовой защиты результатов
интеллектуальной деятельности военного,
специального и двойного назначения;
ж) выполнение обязательств Российской
Федерации в соответствии с заключенными ею
международными договорами в
военно-экономической сфере.
Оснащение Вооруженных Сил и других войск
вооружением, военной и специальной
техникой
40. Основной задачей оснащения Вооруженных
Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой является создание и
поддержание взаимоувязанной и целостной
системы вооружения в соответствии с
задачами и предназначением Вооруженных Сил
и других войск, формами и способами их
применения, экономическими и
мобилизационными возможностями Российской
Федерации.
41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и
других войск вооружением, военной и
специальной техникой:
а) комплексное оснащение (переоснащение)
современными образцами вооружения, военной
и специальной техники стратегических
ядерных сил, соединений и воинских частей
постоянной готовности сил общего
назначения, антитеррористических
формирований, инженерно-технических
воинских формирований и
дорожно-строительных воинских
формирований, а также поддержание их в
состоянии, обеспечивающем их боевое
применение;
б) создание многофункциональных
(многоцелевых) средств вооружения, военной
и специальной техники с использованием
унифицированных компонентов;
в) развитие сил и средств информационного
противоборства;
г) качественное совершенствование средств
информационного обмена на основе
использования современных технологий и
международных стандартов, а также единого
информационного поля Вооруженных Сил и
других войск как части информационного
пространства Российской Федерации;
д) обеспечение функционального и
организационно-технического единства
систем вооружения Вооруженных Сил и других
войск;
е) создание новых образцов высокоточного
оружия и развитие их информационного
обеспечения;
ж) создание базовых
информационно-управляющих систем и их
интеграция с системами управления оружием
и комплексами средств автоматизации
органов управления стратегического,
оперативно-стратегического, оперативного,
оперативно-тактического и тактического
уровней.
42. Реализация задач оснащения Вооруженных
Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой предусматривается в
государственной программе вооружения и
других государственных программах
(планах).
Оперативные решения по разработке военной
и специальной техники в случае оснащения
иностранного государства новыми видами
вооружения принимаются Правительством
Российской Федерации.
Обеспечение Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами
43. Обеспечение Вооруженных Сил и других
войск материальными средствами, их
накопление и содержание осуществляются в
рамках интегрированных и
скоординированных систем технического и
тылового обеспечения.
Основная задача обеспечения Вооруженных
Сил и других войск материальными
средствами в мирное время – накопление,
эшелонированное размещение и содержание
запасов материальных средств,
обеспечивающих мобилизационное и
стратегическое развертывание войск (сил) и
ведение военных действий (исходя из сроков
перевода экономики, отдельных ее отраслей и
организаций промышленности на работу в
условиях военного времени) с учетом
физико-географических условий
стратегических направлений и возможностей
транспортной системы.
Основная задача обеспечения Вооруженных
Сил и других войск материальными
средствами в период непосредственной
угрозы агрессии – дообеспечение войск (сил)
материальными средствами по штатам и
нормам военного времени.
44. Основные задачи обеспечения Вооруженных
Сил и других войск материальными
средствами в военное время:
а) подача запасов материальных средств с
учетом предназначения группировок войск
(сил), порядка, сроков их формирования и
предполагаемой продолжительности ведения
военных действий;
б) восполнение потерь вооружения, военной и
специальной техники и материальных средств
в ходе ведения военных действий с учетом
возможностей Вооруженных Сил и других
войск, организаций промышленности по
поставкам, ремонту вооружения, военной и
специальной техники.
Развитие оборонно-промышленного
комплекса
45. Основной задачей развития
оборонно-промышленного комплекса является
обеспечение его эффективного
функционирования как высокотехнологичного
многопрофильного сектора экономики страны,
способного удовлетворить потребности
Вооруженных Сил и других войск в
современном вооружении, военной и
специальной технике и обеспечить
стратегическое присутствие Российской
Федерации на мировых рынках
высокотехнологичных продукции и услуг.
46. К задачам развития
оборонно-промышленного комплекса
относятся:
а) совершенствование
оборонно-промышленного комплекса на основе
создания и развития крупных
научно-производственных структур;
б) совершенствование системы
межгосударственной кооперации в области
разработки, производства и ремонта
вооружения и военной техники;
в) обеспечение технологической
независимости Российской Федерации в
области производства стратегических и
других образцов вооружения, военной и
специальной техники в соответствии с
государственной программой вооружения;
г) совершенствование системы
гарантированного материально-сырьевого
обеспечения производства и эксплуатации
вооружения, военной и специальной техники
на всех этапах жизненного цикла, в том числе
отечественными комплектующими изделиями и
элементной базой;
д) формирование комплекса приоритетных
технологий, обеспечивающих разработку и
создание перспективных систем и образцов
вооружения, военной и специальной
техники;
е) сохранение государственного контроля
над стратегически значимыми организациями
оборонно-промышленного комплекса;
ж) активизация инновационно-инвестиционной
деятельности, позволяющей проводить
качественное обновление
научно-технической и
производственно-технологической базы;
з) создание, поддержание и внедрение
военных и гражданских базовых и
критических технологий, обеспечивающих
создание, производство и ремонт
находящихся на вооружении и перспективных
образцов вооружения, военной и специальной
техники, а также обеспечивающих
технологические прорывы или создание
опережающего научно-технологического
задела в целях разработки принципиально
новых образцов вооружения, военной и
специальной техники, обладающих ранее
недостижимыми возможностями;
и) совершенствование системы
программно-целевого планирования развития
оборонно-промышленного комплекса в целях
повышения эффективности оснащения
Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой,
обеспечения мобилизационной готовности
оборонно-промышленного комплекса;
к) разработка и производство перспективных
систем и образцов вооружения, военной и
специальной техники, повышение качества и
конкурентоспособности продукции военного
назначения;
л) совершенствование механизма размещения
заказов на поставки продукции, выполнение
работ и оказание услуг для федеральных
нужд;
м) реализация предусмотренных федеральным
законодательством мер экономического
стимулирования исполнителей
государственного оборонного заказа;
н) совершенствование деятельности
организаций оборонно-промышленного
комплекса путем внедрения
организационно-экономических механизмов,
обеспечивающих их эффективное
функционирование и развитие;
о) совершенствование кадрового состава и
наращивание интеллектуального потенциала
оборонно-промышленного комплекса,
обеспечение социальной защищенности
работников оборонно-промышленного
комплекса.
Мобилизационная подготовка экономики,
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и организаций
47. Основная задача мобилизационной
подготовки экономики, органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций заключается в
заблаговременной подготовке к переводу на
работу в условиях военного времени,
удовлетворении потребностей Вооруженных
Сил и других войск, а также в обеспечении
государственных нужд и нужд населения в
военное время.
48. Задачи мобилизационной подготовки
экономики, органов государственной власти,
органов местного самоуправления и
организаций:
а) совершенствование мобилизационной
подготовки и повышение мобилизационной
готовности Российской Федерации;
б) совершенствование нормативно-правовой
базы мобилизационной подготовки и перевода
экономики и организаций на работу в
условиях военного времени;
в) подготовка системы управления
экономикой к устойчивому и эффективному
функционированию в период мобилизации, в
период военного положения и в военное
время;
г) разработка мобилизационных планов
экономики Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и экономики
муниципальных образований,
мобилизационных планов организаций;
д) создание, развитие и сохранение
мобилизационных мощностей для
производства продукции, необходимой для
удовлетворения потребностей Российской
Федерации, Вооруженных Сил и других войск, а
также нужд населения в военное время;
е) создание и подготовка специальных
формирований, предназначенных для передачи
в Вооруженные Силы и другие войска при
объявлении мобилизации или использования в
их интересах, а также в интересах экономики
Российской Федерации;
ж) подготовка техники, предназначенной для
поставки в Вооруженные Силы и другие войска
по мобилизации;
з) создание, сохранение и обновление
запасов материальных ценностей
государственного и мобилизационного
резервов, неснижаемых запасов
продовольственных товаров и
нефтепродуктов;
и) создание и сохранение страхового фонда
документации на вооружение и военную
технику, важнейшую гражданскую продукцию,
объекты повышенного риска, системы
жизнеобеспечения населения и объекты,
являющиеся национальным достоянием;
к) подготовка финансово-кредитной,
налоговой систем и системы денежного
обращения к особому режиму
функционирования в период мобилизации, в
период военного положения и в военное
время;
л) создание условий для работы органов
управления всех уровней, в том числе
создание запасных пунктов управления;
м) организация воинского учета;
н) бронирование граждан на период
мобилизации и на военное время;
о) организация совместной мобилизационной
подготовки органов государственной власти,
органов местного самоуправления и
организаций, имеющих мобилизационные
задания, а также обеспечивающих
мобилизационные мероприятия по переводу
Вооруженных Сил и других войск на
организацию и состав военного времени.
Военно-политическое и военно-техническое
сотрудничество Российской Федерации с
иностранными государствами
49. Российская Федерация осуществляет
военно-политическое и военно-техническое
сотрудничество с иностранными
государствами (далее – военно-политическое
и военно-техническое сотрудничество),
международными, в том числе региональными,
организациями на основе
внешнеполитической, экономической
целесообразности и
в соответствии с федеральным
законодательством и международными
договорами Российской Федерации.
50. Задачи военно-политического
сотрудничества:
а) укрепление международной безопасности и
выполнение международных обязательств
Российской Федерации;
б) формирование и развитие союзнических
отношений с государствами – членами ОДКБ и
государствами – участниками СНГ,
дружественных и партнерских отношений с
другими государствами;
в) развитие переговорного процесса по
созданию региональных систем безопасности
с участием Российской Федерации;
г) развитие отношений с международными
организациями по предотвращению
конфликтных ситуаций, сохранению и
укреплению мира в различных регионах, в том
числе с участием российских воинских
контингентов в миротворческих операциях;
д) сохранение равноправных отношений с
заинтересованными государствами и
международными организациями для
противодействия распространению оружия
массового поражения и средств его
доставки.
51. Основные приоритеты
военно-политического сотрудничества:
а) с Республикой Беларусь:
координация деятельности в области
развития национальных вооруженных сил и
использования военной инфраструктуры;
выработка и согласование мер по
поддержанию обороноспособности Союзного
государства в соответствии с Военной
доктриной Союзного государства;
б) с государствами – членами ОДКБ –
консолидация усилий и создание
коллективных сил в интересах обеспечения
коллективной безопасности и совместной
обороны;
в) с другими государствами – участниками
СНГ – обеспечение региональной и
международной безопасности, осуществление
миротворческой деятельности;
г) с государствами ШОС – координация усилий
в интересах противодействия новым военным
опасностям и военным угрозам на совместном
пространстве, а также создание необходимой
нормативно-правовой базы;
д) с ООН, другими международными, в том числе
региональными, организациями – вовлечение
представителей Вооруженных Сил и других
войск в руководство миротворческими
операциями, в процесс планирования и
выполнения мероприятий по подготовке
операций по поддержанию мира, а также
участие в разработке, согласовании и
реализации международных соглашений в
области контроля над вооружениями и
укрепления военной безопасности,
расширение участия подразделений и
военнослужащих Вооруженных Сил и других
войск в операциях по поддержанию мира.
52. Задачей военно-технического
сотрудничества является реализация целей и
основных принципов государственной
политики в этой области, которые определены
федеральным законодательством.
53. Основные направления
военно-технического сотрудничества
определяются соответствующими
концепциями, утверждаемыми Президентом
Российской Федерации.
* * *
Положения Военной доктрины могут
уточняться с изменением характера военных
опасностей и военных угроз, задач в области
обеспечения военной безопасности и
обороны, а также условий развития
Российской Федерации.
Раздел: Армия
Просмотров страницы: 3150
|