Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
Федеральный закон принят Государственной
Думой 23 декабря 2009 года и одобрен Советом
Федерации 25 декабря 2009 года. Действующим в настоящее время порядком
определения размера пособия по
безработице, установленным статьями 30 и
32–34 Закона Российской Федерации «О
занятости населения в Российской
Федерации» (далее – Закон),
предусматривается его дифференциация в
зависимости от того, кем является
работодатель: юридическим лицом
(организацией) или физическим лицом
(индивидуальным предпринимателем). Кроме
того, от указанного обстоятельства зависит
и выдача органами службы занятости
предложений о досрочном выходе на пенсию
(пункт 2 статьи 32).
Это обусловлено тем, что в Законе, который
был принят в 1991 году, понятие
«работодатель» используется в основном как
синоним понятия «организация».
Предусмотренная в Законе дифференциация
размера пособия по безработице,
выплачиваемого работникам, уволенным из
организаций, и работникам, уволенным
индивидуальными предпринимателями,
соответствовала системе обеспечения
социальных гарантий безработным,
основанной на страховых принципах
формирования и расходования средств для
финансирования мероприятий по содействию
занятости населения.
Выплата пособий по безработице
осуществлялась из страховых взносов
работодателей, поступавших в
Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации. Тарифы ежегодно
устанавливались федеральным законом (по
отношению к начисленной оплате труда по
всем основаниям) только для
работодателей-организаций. Соответственно
работники работодателей – индивидуальных
предпринимателей не включались в систему
страхования и имели право на получение
соответствующих пособий лишь в минимальном
размере наряду с лицами, не имеющими
трудового стажа.
С 1 января 2001 года в связи с введением
единого социального налога формирование и
расходование средств для финансирования
мероприятий по содействию занятости
населения перестали основываться на
страховых принципах. Работодатели –
физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, по сути,
наделены теми же правами и несут те же
обязанности в качестве работодателя (в том
числе налоговые), что и работодатели –
юридические лица (организации).
Работникам, увольняемым по инициативе
работодателя в связи с ликвидацией
организации, прекращением деятельности
индивидуальным предпринимателем, а также в
связи с сокращением численности или штата
работников организации, индивидуального
предпринимателя, трудовым
законодательством Российской Федерации
предоставляется один и тот же объем
гарантий и компенсаций. Установленные
Законом различия связаны даже не с самим
работником, а с категорией работодателя.
Исходя из того что государство гарантирует
безработным гражданам социальную
поддержку, в первую очередь выплату пособия
по безработице, целевое назначение
которого состоит в предоставлении
указанным лицам временного источника
средств к существованию, Конституционный
Суд Российской Федерации при проверке
конституционности взаимосвязанных
положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи
32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34
Закона признал их не соответствующими
Конституции Российской Федерации
(постановление от 22 октября 2009 года №15-П).
Федеральным законом исполняется решение
Конституционного Суда Российской
Федерации. В Закон вносятся изменения,
исключающие дифференциацию при исчислении
размера пособия по безработице, и
предусматривается приобретение права на
досрочное назначение трудовой пенсии по
старости независимо от того, кто являлся
работодателем признанного безработным
гражданина, сообщает пресс-служба
Президента РФ.
|