Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину России (полный текст)
Правительству поручено при проведении
государственной политики по вопросам,
связанным с возможным глобальным и
региональным изменением климата и его
последствиями, руководствоваться данной
Климатической доктриной. Климатическая доктрина Российской
Федерации
Изменение климата является одной из
важнейших международных проблем XXI века,
которая выходит за рамки научной проблемы и
представляет собой комплексную
междисциплинарную проблему, охватывающую
экологические, экономические и социальные
аспекты устойчивого развития Российской
Федерации.
Особенную обеспокоенность вызывает
беспрецедентно высокая скорость
глобального потепления, наблюдаемая в
течение последних десятилетий. Современная
наука предоставляет все более веские
основания в подтверждение того, что
хозяйственная деятельность человека,
связанная прежде всего с выбросами
парниковых газов в результате сжигания
ископаемого топлива, оказывает заметное
влияние на климат.
Изменения климата многообразны и
проявляются, в частности, в изменении
частоты и интенсивности климатических
аномалий и экстремальных погодных явлений.
В течение XXI века высока вероятность
ускорения динамики наблюдаемых изменений
климата.
Ожидаемые изменения климата неизбежно
отразятся на жизни людей, на состоянии
животного и растительного мира во всех
регионах планеты, а в некоторых из них
станут ощутимой угрозой для благополучия
населения и устойчивого развития.
Указанные факторы предопределяют
необходимость учета изменений климата в
качестве одного из ключевых долговременных
факторов безопасности Российской
Федерации и выдвигают проблему глобального
изменения климата в ее национальном и
международном измерениях в число
приоритетов политики Российской
Федерации.
Последствия изменений климата проявляются
на глобальном, региональном,
субрегиональном и национальном уровнях.
Глобальное изменение климата создает для
Российской Федерации (с учетом размеров ее
территории, географического положения,
исключительного разнообразия
климатических условий, структуры
экономики, демографических проблем и
геополитических интересов) ситуацию,
которая предполагает необходимость
заблаговременного формирования
всеобъемлющего и взвешенного подхода
государства к проблемам климата и смежным
вопросам на основе комплексного научного
анализа экологических, экономических и
социальных факторов.
I. Общие положения
1. Настоящая Доктрина представляет собой
систему взглядов на цель, принципы,
содержание и пути реализации единой
государственной политики Российской
Федерации внутри страны и на международной
арене по вопросам, связанным с изменением
климата и его последствиями (далее -
политика в области климата).
Учитывая стратегические ориентиры
Российской Федерации, настоящая Доктрина
является основой формирования и реализации
политики в области климата.
2. Правовую основу настоящей Доктрины
составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, нормативные
правовые акты Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, Рамочная конвенция Организации
Объединенных Наций об изменении климата от
9 мая 1992 г. и другие международные договоры
Российской Федерации, в том числе по
проблемам окружающей среды и устойчивого
развития.
3. Настоящая Доктрина базируется на
фундаментальных и прикладных научных
знаниях в области климата и в смежных
областях, включая:
оценку прошлого и современного состояния
климатической системы;
оценку факторов влияния антропогенной
деятельности на климат;
прогноз возможных изменений климата и их
влияние на качество жизни населения
Российской Федерации и других регионов
Земли;
оценку степени защищенности и уязвимости
экологических систем, экономики, населения,
государственных институтов и
инфраструктуры государства по отношению к
изменениям климата и существующих
возможностей адаптации к ним;
оценку возможностей смягчения
антропогенного воздействия на климат.
4. В основу настоящей Доктрины положен
анализ результатов проводимых на
территории Российской Федерации и в других
регионах Земли исследований климатических
изменений и последствий влияния этих
изменений на различные сектора экономики,
население и окружающую среду с учетом
результатов работ, связанных с
практическим использованием климатической
информации органами государственной
власти. Научное обоснование настоящей
Доктрины включает признание способности
антропогенного фактора оказывать
воздействия на климатическую систему,
приводящие к значимым, в первую очередь
неблагоприятным и опасным для человека и
окружающей среды, последствиям.
Особенностью реакции климата как на
антропогенное воздействие, так и на меры по
смягчению антропогенного воздействия
является ее запаздывание по отношению к
такому воздействию. В рамках политики в
области климата эта особенность
предопределяет важную роль своевременной
адаптации к неизбежным в ближайшие
десятилетия климатическим изменениям.
5. Настоящая Доктрина как политический
документ признает, что проблемы, связанные
с изменениями климата, в частности
обеспечение баланса между эффективностью
экономики и социальной справедливостью,
устранение потенциальных конфликтов
интересов в связи с экстремальными
проявлениями изменений климата (тепловые
волны, наводнения, засухи и другие явления),
не могут быть решены при помощи только
научных методов. В подобных ситуациях
поиск баланса является предметом
политического выбора.
II. Цель и принципы политики в области
климата
6. Стратегической целью политики в области
климата является обеспечение безопасного и
устойчивого развития Российской Федерации,
включая институциональный, экономический,
экологический и социальный, в том числе
демографический, аспекты развития в
условиях изменяющегося климата и
возникновения соответствующих угроз.
7. Основными принципами политики в области
климата являются:
глобальный характер интересов Российской
Федерации в отношении изменений климата и
их последствий;
приоритет национальных интересов при
разработке и реализации политики в области
климата;
ясность и информационная открытость
политики в области климата;
признание необходимости действий как
внутри страны, так и в рамках полноправного
международного партнерства Российской
Федерации в международных
исследовательских программах и проектах,
касающихся изменений климата;
всесторонность учета возможных потерь и
выгод, связанных с изменениями климата;
предосторожность при планировании и
реализации мер по обеспечению защищенности
человека, экономики и государства от
неблагоприятных последствий изменений
климата.
8. Интересы Российской Федерации, связанные
с изменениями климата, не ограничиваются ее
территорией и носят глобальный характер.
Это обусловлено как глобальным характером
изменений климата, так и необходимостью
учитывать в международных отношениях
многообразие воздействий на климат и
последствий изменений климата в различных
регионах Земли. При построении политики в
области климата необходимо учитывать не
только прямые, но и опосредованные, в том
числе отдаленные, воздействия
климатических изменений на природную
среду, экономику, население и на различные
его социальные группы. К опосредованным
воздействиям климатических изменений
относится их влияние на миграционные
процессы в результате глобального
перераспределения природных, в том числе
продовольственных и водных, ресурсов и
снижения относительной комфортности
проживания человека в отдельных регионах
Российской Федерации и за ее пределами.
9. Ожидаемые изменения климата являются
причиной угроз безопасности Российской
Федерации. В этих условиях важна
самостоятельность в оценках и выводах,
полученных на основе полной, объективной и
достоверной информации о текущих и
возможных в будущем климатических
изменениях, об их последствиях для
Российской Федерации и других стран и о
надлежащих мерах по адаптации и смягчению
отрицательных последствий этих
изменений.
10. С учетом этого необходимым условием
политики в области климата являются
государственная поддержка и обеспечение
соответствия мировому уровню:
систематических наблюдений за климатом;
фундаментальных и прикладных исследований
в области климата и смежных областях
науки;
применения результатов исследований для
оценки рисков и выгод, связанных с
последствиями изменений климата, а также
возможности адаптации к этим
последствиям.
11. Российская Федерация исходит из
необходимости открытого обсуждения
принципов формирования, содержания и
механизмов реализации политики в области
климата, которые выносятся на широкое
общественное обсуждение, в том числе с
участием институтов гражданского общества
и деловых кругов, с целью принятия
соответствующих решений с учетом
законодательства Российской Федерации.
Политические решения в отношении климата и
основанные на них правовые нормы
необходимо ориентировать на интересы
Российской Федерации в долгосрочной
перспективе, что обусловлено тенденциями
изменения климатических факторов и
необходимостью принятия постоянных мер по
адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат.
12. Ясность и информационная открытость
политики в области климата необходимы на
всех уровнях и для всех субъектов
общественных отношений, в том числе для:
федеральных органов исполнительной власти,
поскольку во многих сферах
государственного управления, связанных в
первую очередь с развитием государственной
инфраструктуры, при выработке
государственной политики и
нормативно-правового регулирования
необходимо учитывать
погодно-климатические факторы и
соответствующие риски;
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, поскольку при средне- и
долгосрочном планировании
социально-экономического развития
территорий необходимо учитывать изменения
климата и возможность адаптации к ним;
национального и международного
бизнес-сообществ, поскольку их
инвестиционная активность зависит от
возможности уверенно рассчитывать
инвестиционные риски, связанные с
изменениями климата, и от возможности
управления этими рисками;
населения, поскольку, с одной стороны,
изменения климата сказываются на
социальных факторах (изменение условий
комфортного проживания и предпочтений
населения при выборе места жительства,
изменения на рынке труда и другие факторы),
а с другой – поведенческие факторы
населения существенным образом влияют на
потенциал осуществимости и эффективность
мер по адаптации и смягчению
антропогенного влияния на климат.
13. Несмотря на обширные и убедительные
научные данные о происходящих и
прогнозируемых климатических изменениях,
сохраняется значительная неопределенность
в оценках того, как именно будут протекать
климатические изменения и какое они окажут
влияние на экологические системы,
экономическую и политическую деятельность,
а также на социальные процессы в разных
странах и регионах. Российская Федерация
исходит из необходимости действий в
условиях неопределенности оценок будущих
изменений климата и их последствий и готова
к ответственному и конструктивному участию
в соответствующих международных
инициативах. Действия должны основываться
на научно обоснованной оценке рисков,
необходимости заблаговременного принятия
мер по их уменьшению или предотвращению,
повышению защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства
от воздействия изменений климата. При этом
снижение существующего уровня
неопределенности оценок будущих изменений
климата и их последствий для Российской
Федерации остается неизменным приоритетом
климатических исследований,
поддерживаемых государством.
14. Последствия изменений климата различны
для регионов Российской Федерации, а в
пределах одного региона по-разному влияют
на группы населения, отрасли экономики и
природные объекты. В связи с этим
однозначная оценка последствий вероятных
изменений климата для Российской Федерации
невозможна и при выработке политики в
области климата следует учитывать весь
комплекс потерь и выгод, связанных с
изменениями климата.
15. Население, природные объекты, объекты
экономики, военные объекты и объекты
государственной инфраструктуры
различаются по характеру и степени их
уязвимости к неблагоприятным последствиям
изменений климата. При этом не все виды
возможного ущерба могут быть оценены в
денежном выражении, а сами оценки возможных
потерь могут быть неопределенными. Это не
должно становиться препятствием для
обеспечения приемлемого уровня
защищенности как меры разумной
предосторожности для наиболее уязвимых
территорий, объектов и социальных групп, а
должно стать предметом особого внимания
при оценке их уязвимости, разработке и
реализации заблаговременных мер по
предотвращению и нейтрализации
неблагоприятных последствий изменения
климата либо их сведению к минимально
возможному уровню.
16. Политика в области климата подлежит
регулярной и своевременной корректировке с
учетом новых знаний о климате, включая
уточнение оценок его возможных изменений,
экономического и технологического
развития, особенно в сфере производства,
передачи и потребления энергии и
энергоресурсов, а также с учетом изменений
политики других стран и мирового
сообщества в целом, динамики
международного взаимодействия в области
климата и предлагаемых на международном
уровне мер.
III. Содержание политики в области климата
17. Содержание политики в области климата
определяется задачами, которые подчинены
достижению ее стратегической цели и
решаются с учетом особенностей Российской
Федерации в контексте проблемы изменений
климата.
18. Основными задачами политики в области
климата являются:
укрепление и развитие информационной и
научной основы политики в области климата,
включая усиление научно-технического и
технологического потенциала Российской
Федерации, обеспечивающего максимальную
полноту и достоверность информации о
состоянии климатической системы,
воздействиях на климат, его происходящих и
будущих изменениях и об их последствиях;
разработка и реализация оперативных и
долгосрочных мер по адаптации к изменениям
климата;
разработка и реализация оперативных и
долгосрочных мер по смягчению
антропогенного воздействия на климат;
участие в инициативах международного
сообщества в решении вопросов, связанных с
изменениями климата и смежными
проблемами.
19. Пополнение знаний о климатической
системе является необходимой предпосылкой
формирования и реализации независимой,
научно и социально обоснованной политики в
области климата. Систематические
наблюдения за климатом, фундаментальные и
прикладные исследования, связанные с его
изменениями, обеспечивают повышение
осведомленности органов государственной
власти, субъектов экономики, научной
общественности, средств массовой
информации, населения о происходящих и
будущих изменениях климата и об их
последствиях, о возможностях адаптации к
этим изменениям и мерах по их смягчению, а
также принятие соответствующих решений.
Своевременное выявление и оценка связанных
с изменениями климата угроз устойчивому
развитию и безопасности Российской
Федерации, включая угрозы
обороноспособности, экономике, состоянию
окружающей среды, жизни и здоровью
населения, относятся к числу приоритетов
политики в области климата.
20. Адаптация к изменениям климата
необходима для снижения потерь и
использования выгод, связанных с
наблюдаемыми и будущими изменениями
климата.
Меры по адаптации к изменениям климата
предусматриваются решениями органов
государственной власти с учетом
международных договоренностей Российской
Федерации. Планирование, организация и
осуществление мер по адаптации к
изменениям климата, в том числе по
упреждающей адаптации, проводятся в рамках
государственной политики в области климата
с учетом отраслевых, региональных и местных
особенностей, а также долгосрочного
характера этих мер, их масштабности и
глубины воздействия на различные стороны
жизни общества, экономики и государства.
21. Важнейшими составляющими при разработке
и планировании мер по адаптации к
изменениям климата являются оценки:
уязвимости к неблагоприятным последствиям
изменений климата и рисков связанных с ними
потерь;
возможностей получения выгод, связанных с
благоприятными последствиями изменений
климата;
затратности, эффективности (в том числе
экономической) и практической
реализуемости соответствующих мер по
адаптации;
потенциала адаптации с учетом
экономических, социальных и других
значимых факторов для государства,
секторов экономики, населения и отдельных
социальных групп.
22. Упреждающая адаптация к последствиям
климатических изменений относится к числу
приоритетов политики в области климата.
23. Российская Федерация максимально
концентрирует усилия на снижении
антропогенных выбросов парниковых газов и
увеличении их абсорбции поглотителями и
накопителями. С этой целью
предусматривается реализовать меры,
обеспечивающие:
повышение энергетической эффективности во
всех секторах экономики;
развитие использования возобновляемых и
альтернативных источников энергии;
сокращение рыночных диспропорций,
реализацию мер финансовой и налоговой
политики, стимулирующих снижение
антропогенных выбросов парниковых газов;
защиту и повышение качества поглотителей и
накопителей парниковых газов, включая
рациональное ведение лесного хозяйства,
облесение и лесовозобновление на
устойчивой основе.
24. Выработка предложений по обязательствам
в отношении снижения выбросов парниковых
газов осуществляется на основании
национальных интересов при участии всех
заинтересованных российских организаций.
Эффективная политика в области климата
призвана стать важным фактором и
катализатором динамичной технологической
модернизации всей экономики страны,
укрепления ее позиций в мировом
экономическом сообществе, повышения
конкурентоспособности в первую очередь за
счет энергоэффективности.
Российская Федерация будет способствовать
исследованиям и разработкам в области
энергоэффективности, развития
использования возобновляемых источников
энергии, технологий поглощения парниковых
газов и разработки инновационных
экологически приемлемых технологий.
Создание и обеспечение функционирования
правовых основ и механизмов
государственного регулирования,
направленного на сокращение
антропогенного воздействия на глобальную
климатическую систему, относятся к числу
приоритетов политики в области климата.
25. Российская Федерация участвует в
выработке коллективных мер международного
сообщества по смягчению антропогенного
воздействия на климат и оказывает
совместно с другими членами международного
сообщества содействие развивающимся
странам, в том числе наиболее уязвимым по
отношению к отрицательным последствиям
изменений климата, в реализации мер по
адаптации и смягчению негативных
последствий изменений климата. При этом
Российская Федерация исходит из того, что
всеобъемлющее и ориентированное на
долгосрочную перспективу решение
климатической проблемы возможно лишь при
условии обеспечения универсального
характера соответствующего международного
режима и участия в нем всех основных
стран-эмитентов парниковых газов на основе
принципов Рамочной конвенции Организации
Объединенных Наций об изменении климата, в
том числе принципа общей, но
дифференцированной ответственности,
подразумевающего справедливую нагрузку на
страны с учетом их уровня
социально-экономического развития и
природно-климатической специфики.
IV. Особенности Российской Федерации при
решении
проблемы изменений климата
26. Значительная часть территории
Российской Федерации находится в области
максимальных (как наблюдаемых, так и
прогнозируемых) изменений климата.
Происходящие и ожидаемые изменения
климата, в первую очередь негативные, и
последствия этих изменений оказывают
существенное воздействие на
социально-экономическое развитие страны в
целом, на жизнь и здоровье ее граждан.
27. К отрицательным последствиям ожидаемых
изменений климата для Российской Федерации
относятся:
повышение риска для здоровья (увеличение
уровня заболеваемости и смертности)
некоторых социальных групп населения;
рост повторяемости, интенсивности и
продолжительности засух в одних регионах,
экстремальных осадков, наводнений,
опасного для сельского хозяйства
переувлажнения почвы – в других;
повышение пожароопасности в лесных
массивах;
деградация вечной мерзлоты в северных
регионах с ущербом для строений и
коммуникаций;
нарушение экологического равновесия, в том
числе вытеснение одних биологических видов
другими;
распространение инфекционных и
паразитарных заболеваний;
увеличение расходов электроэнергии на
кондиционирование воздуха в летний сезон
для значительной части населенных
пунктов.
28. К возможным положительным для Российской
Федерации последствиям ожидаемых
изменений климата, с которыми связан
значительный потенциал эффективного
отраслевого и регионального
экономического развития, относятся:
сокращение расходов энергии в отопительный
период;
улучшение ледовой обстановки и,
соответственно, условий транспортировки
грузов в арктических морях, облегчение
доступа к арктическим шельфам и их
освоения;
улучшение структуры и расширение зоны
растениеводства, а также повышение
эффективности животноводства (при
выполнении ряда дополнительных условий и
принятии определенных мер);
повышение продуктивности бореальных
лесов.
29. По сравнению со многими странами и
регионами Земли преимуществом Российской
Федерации является более высокий
адаптационный потенциал страны в целом,
который обеспечивают:
большие размеры территории;
наличие значительных водных ресурсов;
относительно небольшая доля населения,
проживающего на территориях, особо
уязвимых к изменениям климата.
30. Исключительное (по сравнению с другими
странами) разнообразие и масштабы
изменений климата регионов Российской
Федерации и их последствий для окружающей
среды, экономики и населения являются
естественным следствием значительных
размеров территории и многообразия
природных условий.
При формировании политики в области
климата, включая позиционирование
Российской Федерации в мировом сообществе,
необходимо учитывать сочетание низкой
средней плотности населения со
значительными размерами территории,
приводящее к повышенным транспортным
потребностям (как непосредственно для
населения, так и для инфраструктуры,
обеспечивающей потребности государства,
населения и экономики), а также холодный
климат, обусловливающий дополнительные
потребности в отоплении зданий,
производство и транспортировку
значительных объемов
топливно-энергетических ресурсов.
V. Реализация политики в области климата
31. Основными направлениями политики в
области климата являются:
развитие нормативно-правовой базы и
организация государственного
регулирования в области изменений
климата;
развитие экономических механизмов,
связанных с реализацией мер по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на
климат;
научное, информационное и кадровое
обеспечение разработки и реализации мер по
адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат;
международное сотрудничество в области
разработки и реализации мер по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на
климат.
32. Развитие нормативно-правовой базы в
области изменений климата является
основной предпосылкой создания и
эффективного функционирования механизма
реализации политики в этой области.
Организация работы федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по реализации
конкретных мер, направленных на
предотвращение и преодоление угроз
национальным интересам в области изменений
климата, требует дальнейшего
совершенствования законодательства
Российской Федерации в указанной области и
обеспечения строгого его соблюдения всеми
хозяйствующими субъектами. При этом
необходима гармонизация законодательства
Российской Федерации, регулирующего
вопросы изменений климата, с
соответствующими нормами международного
права в рамках международных обязательств
Российской Федерации. Основные принципы
политики в области климата находят
развитие и в законодательстве субъектов
Российской Федерации.
33. Эффективность реализации мер по
адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат существенным образом
зависит от различных экономических
факторов и их финансового регулирования.
Выбор экономических инструментов,
способствующих снижению антропогенных
выбросов парниковых газов (включая
возможное использование рыночных
механизмов, в том числе торговлю выбросами),
будет определяться с учетом их
эффективности с использованием механизмов
государственного и частного
финансирования.
При создании и совершенствовании
национальных экономических и финансовых
механизмов и их встраивании в
соответствующие международные механизмы
приоритетом является обеспечение
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от
неблагоприятных воздействий изменений
климата.
Основной задачей научного обеспечения
разработки и реализации политики в области
климата является обеспечение государства,
бизнеса и граждан страны достоверной и
объективной научной информацией для
принятия соответствующих решений.
34. К приоритетным направлениям научного
обеспечения разработки мер по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на
климат относятся:
развитие и поддержание на территории
Российской Федерации систем наблюдения за
климатом, включая факторы, формирующие
климат, и индикаторы изменений климата;
разработка системы критериев, параметров
(пороговых значений), условий безопасности
Российской Федерации и ее отдельных
регионов в отношении изменений климата;
исследование и оценка возможных в будущем
изменений глобального и регионального
климата, а также их последствий;
разработка мер по адаптации экономики и
общества к изменениям климата;
развитие методов инвентаризации
источников и стоков парниковых газов;
разработка мер по смягчению антропогенного
воздействия на климат прежде всего в сфере
производства и потребления энергии,
включая организацию исследований и
разработку механизмов реализации
соответствующих инновационных проектов, а
также оценка экономического, социального и
экологического эффекта от реализации этих
мер;
независимая (в том числе международная)
экспертиза результатов научных
исследований в области климата и смежных
областях.
35. Научное обеспечение реализации мер по
адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат включает:
позиционирование российской климатической
науки и ее интеграцию в международные
программы климатических и связанных с ними
исследований с учетом интересов Российской
Федерации и использованием всех возможных
преимуществ международного
сотрудничества;
активное участие российских ученых в
подготовке международных оценочных
докладов об изменениях климата и других
специализированных международных докладов
по взаимосвязанным проблемам;
организацию регулярной подготовки
национальных оценочных докладов о
наблюдаемых и вероятных изменениях
климата, их последствиях, возможностях
адаптации и смягчения антропогенного
воздействия на климат, включая оценку
объемов выбросов парниковых газов в
атмосферу как в настоящем, так и в будущем, а
также потенциала сокращения этих
выбросов;
обеспечение соответствия климатических
исследований Российской Федерации
мировому уровню, признания результатов
российских исследований международным
научным сообществом, использования их в
качестве аргументов в межгосударственном
политическом диалоге по проблемам
климата;
разработку и реализацию государственной
программы высокотехнологичного оснащения
национальных центров климатических
исследований.
36. Основной задачей кадрового обеспечения
разработки и реализации мер по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на
климат является обеспечение исследований и
разработок в области климата и смежных
областях, соответствующих мировому уровню.
Решение этой задачи осуществляется путем
подготовки и повышения квалификации
специалистов в области климата, его влияния
на экономику и социальную сферу, здоровье
населения и состояние окружающей среды, а
также разработки и реализации инженерных и
организационных мер по адаптации и
смягчению антропогенного воздействия на
климат, включая:
подготовку научных кадров высшей
квалификации;
обучение студентов старших курсов высших
учебных заведений на базе ведущих научных
организаций страны;
стажировку наиболее одаренных молодых
ученых и специалистов, аспирантов и
студентов старших курсов в ведущих мировых
научных центрах;
подготовку дипломатических кадров, а также
групп профессиональных консультантов для
ведения международных переговоров и
подготовки международных соглашений в
области климата.
37. Осведомленность всех заинтересованных
сторон, в частности высших должностных лиц,
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, деловых
кругов, институтов гражданского общества и
населения, по вопросам изменений климата и
их влияния на жизнь человека и общества и
окружающую среду является одним из
важнейших факторов успешного формирования
и эффективной реализации политики в
области климата в интересах нынешнего и
будущих поколений. Приоритетными
направлениями такой политики являются
объективное информационное освещение
проблем, связанных с изменениями климата и
их последствиями, включая популяризацию
научных знаний в этой области, в том числе с
помощью средств массовой информации, а
также воспитание у населения Российской
Федерации экологической культуры.
38. Международное сотрудничество в решении
глобальных и региональных проблем,
связанных с изменениями климата и
антропогенными воздействиями на климат,
осуществляется в целях выработки
эффективных решений по проблемам климата,
оптимально учитывающих глобальные факторы
и национальные интересы. Формой
международного сотрудничества Российской
Федерации является ее участие в разработке
и выполнении международных соглашений по
проблемам климата, а также в деятельности
международных организаций, входящих в
Организацию Объединенных Наций,
занимающихся проблемами климата и смежными
проблемами.
Международные программы и проекты,
связанные с изменениями климата и
реализуемые на территории Российской
Федерации, осуществляются в рамках
законодательства Российской Федерации и с
учетом интересов ее безопасности.
VI. Субъекты реализации политики в области
климата
39. Субъектами реализации политики в области
климата являются:
федеральные органы государственной
власти;
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления;
организации, включая общественные
организации (объединения);
средства массовой информации;
домашние хозяйства.
40. Возможные в будущем климатические
изменения затрагивают сферы
ответственности практически всех
федеральных органов государственный
власти. Задачами федеральных органов
государственной власти в рамках выработки
и реализации политики в области климата
являются:
определение максимально широкого круга
проблем, связанных с влиянием
климатических изменений на политику,
экономику, социальную сферу и окружающую
среду, и выделение приоритетных
направлений;
интеграция и координация работы
федеральных органов государственной
власти в области климата в соответствии с
установленными полномочиями;
включение мер по адаптации и смягчению
антропогенного воздействия на климат в
среднесрочные и долгосрочные планы
социально-экономического развития
Российской Федерации;
создание механизмов, обеспечивающих
постоянный конструктивный диалог между
научным сообществом, органами
государственной власти, ответственными за
принятие решений, населением и деловыми
кругами.
41. Федеральные органы государственной
власти обеспечивают:
развитие и применение законодательства
Российской Федерации с учетом влияния
климатического фактора на соответствующие
отрасли экономики и население;
разработку и применение мер по адаптации к
последствиям изменения климата для
экономики и общества;
развитие экономических институтов и
финансовых механизмов, включая системы
налогообложения и финансового
стимулирования, способствующих
технологическому перевооружению
предприятий, замене устаревшего
оборудования, внедрению технологий с
потенциалом снижения выбросов парниковых
газов, включая энергоэффективные и
энергосберегающие технологии, технологии
снижения выбросов парниковых газов
предприятиями топливно-энергетического
комплекса, транспорта, металлургической,
химической и других отраслей
промышленности, а также активизацию
использования возобновляемых источников
энергии;
разработку законодательного акта,
регулирующего вопросы инвентаризации
выбросов парниковых газов в атмосферу;
ведение системы учета (российского
регистра) источников выбросов и поглощения
парниковых газов (включая леса, болота и
сельскохозяйственные угодья), а также
данных инвентаризации (кадастра)
антропогенных выбросов парниковых газов и
их абсорбции поглотителями;
разработку и реализацию мер по организации
и функционированию системы экологического
просвещения и образования;
подготовку и публикацию на регулярной
основе национального доклада об изменениях
климата и его последствиях для Российской
Федерации.
42. При разработке региональных и
муниципальных программ устойчивого
развития необходимо обеспечить решение
следующих задач, связанных с изменениями
климата:
развитие и применение законодательства
субъектов Российской Федерации с учетом
влияния климатического фактора на развитие
территорий, отраслей экономики и
социальной сферы;
разработка и реализация мер по адаптации к
изменениям климата, включая учет фактора
изменения климата в среднесрочных и
долгосрочных планах
социально-экономического развития
регионов и муниципальных образований, а
также соответствующих секторов
хозяйственной деятельности;
разработка и внедрение региональных систем
эффективного реагирования на опасные
погодно-климатические явления;
реализация законодательного акта,
регулирующего вопросы инвентаризации
выбросов в атмосферу парниковых газов;
реализация мер по смягчению антропогенного
воздействия на климат, включая внедрение
технологий, способствующих уменьшению
выбросов парниковых газов в атмосферу, а
также технологий абсорбции парниковых
газов.
43. На микроэкономическом уровне решение
задач по адаптации и смягчению
антропогенного воздействия на климат на
производстве и в сфере услуг
осуществляется предприятиями, в быту -
домашними хозяйствами путем:
повышения эффективности производства и
потребления тепловой и электрической
энергии;
повышения топливной экономичности
транспортных средств;
развития энергосбережения на объектах
производственного и инфраструктурного
назначения, включая снижение потерь
энергии и энергоносителей при
транспортировке;
повышения энергоэффективности зданий и
развития энергосбережения в быту;
использования погодно-климатических
прогнозов для повышения
энергоэффективности при реализации мер по
адаптации и смягчению антропогенного
воздействия на климат;
увеличения доли альтернативных (в том числе
неуглеродных) источников в производстве
энергии;
рационального использования лесов и
сельскохозяйственных земель.
44. Учитывая возможность конфликта
интересов субъектов политики в области
климата, профессиональным и иным
общественным организациям (объединениям) и
средствам массовой информации принадлежит
важная роль в предотвращении обострения
таких конфликтов и возникновения
социальной напряженности, недопущении
коррупционного лоббирования интересов
отдельных заинтересованных групп. С этой
целью предусматривается осуществлять
обсуждение заинтересованными сторонами
путей решения проблем изменений климата и
их последствий для государства, общества и
экономики.
Реализация политики в области климата
предполагает разработку на ее основе
федеральных, региональных и отраслевых
программ и планов действий.
|