Опубликован новый концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики
Текст концепции 1. Будущей более устойчивой модели
долгосрочного развития требуется
современная, адекватная складывающимся
условиям мировая система
энергообеспечения.
2. Существующие двусторонние
договоренности и многосторонние
юридически обязательные нормы в области
международных энергетических отношений
оказались не способны предупреждать и
разрешать конфликтные ситуации, что ставит
вопрос о необходимости радикального
совершенствования правовой основы мировой
торговли энергетическими ресурсами.
3. Целесообразно создание нового
универсального международного юридически
обязывающего документа, сторонами
которого, в отличие от существующей
системы, построенной вокруг Энергетической
хартии, станут все основные
страны-производители (экспортеры),
транзитеры и потребители (импортеры)
энергоресурсов и который будет охватывать
все аспекты глобального энергетического
взаимодействия.
4. Новая система правовых актов в области
энерегетики должна быть:
– универсальной (применимой к отношениям
между любыми странами),
– открытой (к ней могут присоединиться
третьи страны),
– всесторонней (охватывать все аспекты
энергетического взаимодействия),
равноправной и недискриминационной (без
дисбалансов в пользу отдельных категорий
участников),
– не противоречащей соответствующим
обязательствам в других международных
документах
– эффективной (должна включать действенный
общий механизм реализации).
Основные принципы новой правовой базы
глобального энергетического
сотрудничества
В энергетических взаимоотношениях
необходимо руководствоваться опытом
выполнения Документов Энергетической
хартии и подходами, зафиксированными в
Декларации и Плане действий «Группы
восьми» по обеспечению глобальной
энергетической безопасности, одобренными
на саммите в Санкт-Петербурге в 2006 году.
Стороны должны осуществлять
сотрудничество в сфере энергетики на
основе следующих основных принципов:
– признание неделимости устойчивой
глобальной энергетической безопасности и
взаимозависимости всех участников
мирового энергообмена;
– взаимная ответственность стран –
потребителей и поставщиков энергоресурсов,
а также транзитных государств за
обеспечение глобальной энергетической
безопасности;
– признание безопасности предложения
(поставок) и спроса (прозрачный и
предсказуемый сбыт) в качестве ключевых
аспектов глобальной энергетической
безопасности;
– безусловный государственный суверенитет
над национальными энергоресурсами;
– обеспечение недискриминационного
доступа к международным энергетическим
рынкам, их открытие и развитие их
конкурентного характера;
– охват всех видов энергии и
энергоносителей и связанных с ними
материалов и оборудования;
– транспарентность всех сегментов
международных энергетических рынков
(производства/экспорта, транзита,
потребления/импорта);
– недискриминационное поощрение и защита
инвестиций, включая осуществление новых
инвестиций во все звенья энергетической
цепочки;
– поощрение взаимного обмена активами
энергетического бизнеса в рамках
инвестиционной деятельности;
– обеспечение недискриминационного
доступа к энергетическим технологиям и
участие в передаче технологий;
– обеспечение возможности
беспрепятственной доставки энергоресурсов
на международные рынки, в т.ч. через
транзитные системы;
– обеспечение технологической надежности
всех элементов энергетической
инфраструктуры, включая транзитные;
– обеспечение физической безопасности
жизненно важной энергетической
инфраструктуры;
– содействие осуществлению
инфраструктурных проектов, имеющих важное
значение для обеспечения глобальной и
региональной энергетической
безопасности;
– обязательность консультаций и
координации энергетической политики и
связанных с ней мер, в т.ч. в области
формирования будущей структуры
энергетических балансов, диверсификации
энергоснабжения, регуляторных документов в
области производства, торговли, транзита и
потребления энергии, планирования и
осуществления инфраструктурных проектов,
оказывающих влияние на глобальную и
региональную энергетическую
безопасность;
– создание и совершенствование механизмов
раннего предупреждения с участием
поставщиков, потребителей и транзитных
государств;
– повышение эффективности производства,
переработки, транспортировки и
использования энергоресурсов за счет
инициатив, реализуемых на национальном и
международном уровне;
– стимулирование широкого
научно-технического сотрудничества в
энергетике, включая вопросы альтернативных
и возобновляемых источников энергии,
повышения энергоэффективности и
энергосбережения во всех звеньях
энергетической цепочки;
– совместная работа по охране окружающей
среды, предотвращению новых и борьбе с
последствиями происходящих
неблагоприятных климатических изменений;
– терминологическое и понятийное
единообразие создаваемых новым документом
режимов (в том числе в области транзита –
Приложение 1).
Приложение 1. Элементы соглашения о
транзите
Интегральной частью новой системы
документов должно стать новое соглашение о
гарантиях транзита энергетических
материалов и продуктов (перечень –
Приложение 2), включающее в качестве
неотъемлемой части договор,
устанавливающий процедуру преодоления
чрезвычайных ситуаций в данной сфере.
Целью соглашения является обеспечение
надежного и бесперебойного транзита.
Соглашение определяет:
– основные термины, единообразное
применение которых в транзитных договорах
будет способствовать универсальному
применению соответствующих правовых
норм;
– принципы установления транзитных
тарифов (объективность, разумность,
прозрачность, недискриминационность,
обоснованность затратами, комфортный
налоговый режим);
– обязательства сторон соглашения
обеспечивать выполнение обязательств по
транзиту своими субъектами;
– неприемлемость непредусмотренного
транзитными договорами прерывания или
сокращения транзита, а также вмешательства
в транзитные потоки;
– ответственность сторон за убытки,
причиненные в результате невыполнения
требований соглашения и транзитных
договоров;
– механизмы координации действий сторон по
оптимизации маршрутов транзита;
– систему органов (комиссий, формируемых на
основе представительства сторон и
авторитетных международных организаций),
уполномоченных урегулировать
чрезвыйчайные ситуации и действующих на
принципах равноправного участия сторон;
– обязательность реагирования сторон на
запросы партнеров и обязательства по
обеспечению доступа экспертов сторон и
органов по урегулированию конфликтов к
транзитной инфраструктуре;
– предпочтительность дипломатическх
каналов урегулирования конфликтов перед
судебными с возможностью разрешения споров
в соответствии с арбитражным регламентом
Комиссии ООН по праву международной
торговли (ЮНСИТРАЛ);
– недопустимость оговорок к соглашению.
Приложение 2. Перечень энергетических
материалов и продуктов
Ядерная энергетика
Руды и концентраты урановые или ториевые.
Руды и концентраты урановые.
Руды и концентраты ториевые.
Элементы химические радиоактивные и
изотопы радиоактивные (включая делящиеся и
воспроизводящие химические элементы и
изотопы), их соединения; смеси и остатки,
содержащие эти продукты.
Уран природный и его соединения.
Уран, обогащенный ураном-235, и его
соединения; плутоний и его соединения.
Уран, обедненный ураном-235, и его соединения;
торий и его соединения.
Элементы радиоактивные, изотопы и
соединения.
Использованные (отработанные) топливные
элементы (ТВЭЛы) ядерных реакторов.
Тяжелая вода (оксид дейтерия).
Уголь каменный, газ природный, нефть и
нефтепродукты, электроэнергия
Уголь каменный, брикеты, окатыши и
аналогичные виды твердого топлива,
полученные из каменного угля.
Лигнит, бурый уголь, агломерированный или
неагломерированный, кроме гагата.
Торф (включая торфяную крошку),
агломерированный или неагломерированный.
Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита
или торфа, агломерированные или
неагломерированные; уголь ретортный.
Газ каменноугольный, водяной, генераторный
и аналогичные газы, кроме нефтяных газов и
других газообразных углеводородов.
Смолы каменноугольные, лигнитовые,
торфяные и прочие минеральные смолы,
обезвоженные или необезвоженные, или
продукты частичной дистилляции, включая
восстановленные.
Масла и другие продукты
высокотемпературной перегонки
каменноугольной смолы; аналогичные
продукты, в которых масса ароматических
составных частей превышает массу
неароматических (например, бензол, толуол,
ксилол, нафталин, смеси прочих
ароматических углеводородов, фенолы, масла
креозотовые и прочие).
Пек и кокс пековый, полученные из
каменноугольной смолы или прочих
минеральных смол.
Нефть сырая и нефтепродукты сырые,
полученные из битуминозных пород.
Нефть и нефтепродукты, полученные из
битуминозных пород (за исключением сырых).
Газы нефтяные и углеводороды газообразные
прочие
Сжиженные:
– газ природный;
– пропан;
– бутан;
– этилен, пропилен, бутилен и бутадиен;
– прочие.
В газообразном состоянии:
– газ природный;
– прочие.
Кокс нефтяной, битум нефтяной и другие
остатки от переработки нефти, в том числе
полученной из битуминозных пород.
Битум и асфальт природные; сланцы
битуминозные или нефтеносные и пески
битуминозные; асфальтиты и асфальтовые
породы.
Смеси битуминозные, основанные на
природном асфальте, природном битуме,
нефтяном битуме, минеральных смолах или
пеке минеральных смол (например,
битуминозные мастики, асфальтовые дорожные
покрытия).
Электроэнергия
Другие виды энергии
Древесина топливная в виде отрезков
стволов, поленьев, сучьев, вязанок хвороста
или аналогичных видах.
Уголь древесный (включая уголь, полученный
из скорлупы или орехов), агломерированный
или неагломерированный.
По сообщению пресс-службы Президента РФ.
|